СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
На Украине рассказывают о старом, беловласом и сопливом деде, который бродит по све¬ту, и если утереть ему нос, то он тотчас же рассы¬лается серебром. У славян особый обряд почитания дедов совершался весной на радуницу — седьмой день Пасхи или осенью. Угощали дедов и на Рож-дество, под Новый год. Души умерших родствен¬ников приглашали в дом и жертвовали им пищу, выливая ее под стол или выставляя за окно. Пищу также относили на кладбище и клали на могилки. Деды изображались в виде «болванов» с лучиной. В Белоруссии во время обряда хозяин трижды обносил зажженную лучину вокруг стола, совер¬шая окуривание душ умерших.
ДОМОВОЙ-ДОМОЖИЛ (Доброжил, Добро¬хот, Кормилец, Дедушка, Суседка, Батан, Другая половина, Жировик, Лизун, Постень, Карноухий, Клецник, Шут, Облом, Садолом) — представитель очага, по первоначальному значению есть бог Агни, тождественный Перуну-громовержцу. Как воплощение огня, пылающего на домашнем очаге, домовой чтился как основатель и владыка рода. Это — малорослый старик, весь покрытый теп¬лою, косматою шерстью. По всему лесному северу России за свое охотливое совместное жительство с православным русским людом домовой зовется Суседком и Батаном. В семьях Олонецкого края величают его даже почетным именем Другая поло¬вина. Во всяком случае, он — Доможил, и за обы¬чай житья в тепле и холе — Жировик и Лизун. За то, что он все-таки существо незримое, бесспорная и подлинная «нежить» (ни дух, ни чело¬век), домового называют еще Постень, как при¬зрачное существо, привидение. Иногда зовут его и «карноухим» за то, что будто бы у него не хватает одного уха. В Белоруссии его называют также Клецником — хранителем домовых клетей и кла¬довых. Если домовой разгневан, то он принимает¬ся за те же проделки, как и чужой домовой. По¬этому его называют Шут, Облом и Садолом. На Руси в лице домового чествуется начальный осно¬ватель рода, первый устроитель семейного очага, и потому понятие о нем не дробится на множество однородных духов: в каждом доме есть только один домовой. Деятельность домового ограничивается владениями той семьи, с которой связан он свя¬щенными узами родства и культа; он заботится только о своем доме. На Руси домовой также яв¬ляется покровителем кур, и в честь его 1-го ноября совершается особенное празднество, известное под названием «куриных именин».
ДОМОВОЙ-ДВОРОВОЙ — получил свое имя по месту обычного жительства, а по характеру от¬ношений к домовладельцам он причислен к злым духам, и все рассказы о нем сводятся к мучениям тех домашних животных, которых он не взлюбит. Внешним видом дворовой похож на доможила. Он в дружбе всегда только с козлом и собакой, ос¬тальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей - знающий хозяин старается не держать такую живность. Дары ему подносят на железных вилах в ясли.
ДРЕМА — вечерний и ночной дух. Любит де¬тей, а со взрослыми не так нежен. Приходит в сумерки. «Люлю, Дрема пришла, /По-под зыбочку брела, /К Саше в люлючку легла. /Сашу ручкой обняла» (колыбельная песня).
ЖИРОВИК — одно из многочисленных про¬званий домового-доможила. Жировиком называ¬ют его за то, что любит жить в тепле и холе. Еще зовут «лизень» или «лизун» за некоторые жи¬тейские привычки: возится по ночам с посудой, вылизывает ее, любит лизнуть горячие блины да оладьи. Жить предпочитает за печкой или в под¬полье, любит вертеться возле печки. Существо незримое. «Ой, бабушка, иди домой, лизун при¬шел, муку слизал овсяную, оржаную, пшенич¬ную, лапшинную... А язык-от у лизуна как терка...» (Е.Честняков. «Бывальщина»).
ЗЛЫДНИ — злые духи, маленькие существа, которые, поселившись за печкой, остаются неви¬димыми и приносят дому несчастья: как бы ни было велико богатство хозяина, оно быстро сги¬нет и вместо довольства наступит нищета. Суще¬ствует заклятие: «Нехай его злидни побьют!». Своим крохотным ростом и неугомонным харак¬тером они напоминают домовых карликов и тем самым дают свидетельство о древнейшей связи мифических олицетворении судьбы и смерти со стихийными грозовыми духами (другое свидетель¬ство — способность превращений).
Hosted by uCoz