Книга \"Славяне\"
Играет Шиш свадьбы свои в то время, когда на проезжих дорогах вихри поднима¬ют пыль столбом. Это те самые Шиши, которые смущают православных. К Шишам посылают в гневе докучных и неприятных людей. Наконец, «хмельные шиши» бывают у людей, допившихся до белой горячки (до чертиков). Имя Шиша при¬стегивается также ко всякому переносчику вестей и наушнику в старинном смысле слова, когда «шиши» были лазутчиками и соглядатаями, и ког¬да «для шишиморства» (как писали в актах) дава¬лись, сверх окладов, поместья за услуги, оказан¬ные шпионством. «Шиш отроду голой, у его двор полой, скота не было, и запирать некого... Именья у Шиша — штей деревянный горшок, да с табаком свиной рожок. Были липовых два котла, да сгорели дотла» (Б.Шергин. «Шишовы напасти»).
ШИШИГА (Шишиган) — домовой, злой дух и праздношатающийся человек, шатун, то же, что и Шиш. Умные хозяйки ставят у печки с вечера тарелочку с хлебом и ста¬кан молока — таким образом можно умилости¬вить шишиг. В некоторых местах под шишигами понимают маленьких беспокойных духов, которые норовят подвернуться под руку, когда человек де¬лает что-нибудь в спешке. «...Закроет тебя шишига хвостом, и ты пропадешь и, сколько ни ищи, не найдут тебя, да и сам себя не най¬дешь...» (А.М. Ремизов. «Неуемный бубен»).
ШИШКО — нечистый дух.
ШУЛИКУНЫ (шиликуны, шулюкуны, шликуны) — сезонные демоны, хулиганы. Шуликуны, связанные со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы (иногда на Игнатьев день) и уходят на¬зад под воду на Крещенье. Бегают по улицам, ча¬сто с горячими углями на железной сковородке или железным крюком в руках, которым они могут захватить людей («закрючить и сжечь»), либо ез¬дят на конях, на тройках, на ступах или «каленых» печах. Ростом они нередко с кулачок, иногда по¬больше, могут иметь конские ноги и заостренную голову, изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканые кафтаны с кушаками и остроконечные шапки. Шуликуны на Святки толкутся на пере¬крестках дорог или около прорубей, встречаются и в лесу, дразнят пьяных, кружат их и толкают в грязь, не причиняя при этом большого вреда, но могут заманить в прорубь и утопить в реке. Кое-где шуликуны носили в клеть прялку с куделью и веретеном, чтобы те напряли шелку. Шуликуны способны утащить кудельку у ленивых прядиль¬щиц, подкараулить и унести все, что положено без благословения, забраться в дома и амбары и незаметно извести или своровать припасы. По воло¬годским представлениям, шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Живут они нередко в заброшенных и пустых сара¬ях, всегда артелями, но могут забраться и в избу (если хозяйка не оградится крестом из хлеба), и тогда их выгнать трудно. На русском Севере шуликуны — название святочных ряженых.
Словарь ведунов, знахарей и чародеев
БАБА-ЯГА-КОСТЯНАЯ НОГА (Язя) — в славянской мифологии лесная старуха-волшебни¬ца, ведьма, ведунья, заправляющая вихрями и вью¬гами и по самому своему имени родственная со змеем. Баба-яга — изначально прародительница, очень древнее положительное божество славянско¬го пантеона, хранительница (если надо — воин-ственная) рода и традиций, детей и околодомашне¬го (часто лесного пространства). Бабе-яге принадлежит весьма важная роль в народном эпо¬се и преданиях славянского племени. Живет она у дремучего леса в избушке на курьих ножках, кото¬рая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; избушка ее стоит на границе двух миров: Яви и Нави. У нее можно узнать свою судьбу (путь-дорогу), поравить свое здоровье в специальной бане. Детей баба-яга излечивает от хворей в печи, святым огнем, посадив их на деревянную лопату, она отправляет их в печь и возвращает здоровыми после очистительного огня. В христианский период ей были приписаны негативные качества: забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — челове¬ческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. Она летает по воздуху и ездит на шабаш ведьм в железной ступе, погоняя толкачем или клюкою, и, заметая след свой помелом.
ШИШИГА (Шишиган) — домовой, злой дух и праздношатающийся человек, шатун, то же, что и Шиш. Умные хозяйки ставят у печки с вечера тарелочку с хлебом и ста¬кан молока — таким образом можно умилости¬вить шишиг. В некоторых местах под шишигами понимают маленьких беспокойных духов, которые норовят подвернуться под руку, когда человек де¬лает что-нибудь в спешке. «...Закроет тебя шишига хвостом, и ты пропадешь и, сколько ни ищи, не найдут тебя, да и сам себя не най¬дешь...» (А.М. Ремизов. «Неуемный бубен»).
ШИШКО — нечистый дух.
ШУЛИКУНЫ (шиликуны, шулюкуны, шликуны) — сезонные демоны, хулиганы. Шуликуны, связанные со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы (иногда на Игнатьев день) и уходят на¬зад под воду на Крещенье. Бегают по улицам, ча¬сто с горячими углями на железной сковородке или железным крюком в руках, которым они могут захватить людей («закрючить и сжечь»), либо ез¬дят на конях, на тройках, на ступах или «каленых» печах. Ростом они нередко с кулачок, иногда по¬больше, могут иметь конские ноги и заостренную голову, изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканые кафтаны с кушаками и остроконечные шапки. Шуликуны на Святки толкутся на пере¬крестках дорог или около прорубей, встречаются и в лесу, дразнят пьяных, кружат их и толкают в грязь, не причиняя при этом большого вреда, но могут заманить в прорубь и утопить в реке. Кое-где шуликуны носили в клеть прялку с куделью и веретеном, чтобы те напряли шелку. Шуликуны способны утащить кудельку у ленивых прядиль¬щиц, подкараулить и унести все, что положено без благословения, забраться в дома и амбары и незаметно извести или своровать припасы. По воло¬годским представлениям, шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Живут они нередко в заброшенных и пустых сара¬ях, всегда артелями, но могут забраться и в избу (если хозяйка не оградится крестом из хлеба), и тогда их выгнать трудно. На русском Севере шуликуны — название святочных ряженых.
Словарь ведунов, знахарей и чародеев
БАБА-ЯГА-КОСТЯНАЯ НОГА (Язя) — в славянской мифологии лесная старуха-волшебни¬ца, ведьма, ведунья, заправляющая вихрями и вью¬гами и по самому своему имени родственная со змеем. Баба-яга — изначально прародительница, очень древнее положительное божество славянско¬го пантеона, хранительница (если надо — воин-ственная) рода и традиций, детей и околодомашне¬го (часто лесного пространства). Бабе-яге принадлежит весьма важная роль в народном эпо¬се и преданиях славянского племени. Живет она у дремучего леса в избушке на курьих ножках, кото¬рая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; избушка ее стоит на границе двух миров: Яви и Нави. У нее можно узнать свою судьбу (путь-дорогу), поравить свое здоровье в специальной бане. Детей баба-яга излечивает от хворей в печи, святым огнем, посадив их на деревянную лопату, она отправляет их в печь и возвращает здоровыми после очистительного огня. В христианский период ей были приписаны негативные качества: забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — челове¬ческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. Она летает по воздуху и ездит на шабаш ведьм в железной ступе, погоняя толкачем или клюкою, и, заметая след свой помелом.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
Вперед >>