СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
В средневековой книж¬ности с образом нога связан мотив полета героев по воздуху (Александр Македонский, пророк Аввакум). Подобно Соловью-разбойнику ног вьет гнездо на две¬надцати дубах. Птица Ногай тождественна Стратим или Страфиль-птице. Греки представляли грифа с головой и крыльями орлиными и с туловищем льва. «...Вот Иван-царевич настрелял на взморье гусей, лебедей, в два чана поклал, поставил один чан Нагай-птице на правое плечо, а другой чан — на левое, сам сел ей на хребет. Стал птицу Нагай кормить, она поднялась и летит в вышину» (А.Н. Толстой. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).
ОБИДА — лебедь, птица печали, обиды.
ОГОНЬ (царь Огонь) — одно из имен персони-фицированного грома в русской и белорусской сказ¬ке. Огонь — муж царицы Молоньи; эта супру¬жеская пара преследует Змея и сжигает его стада в той же последовательности, что и в древнем ри¬туале сожжения разных видов домашних живот¬ных в качестве жертвы богу грозы.
ОРЕЛ — птица Перуна. Громовержец может превращаться в Орла, может летать на Орле, по¬сылать его выполнять различные поручения.
ПТИЦА СВЯТОВИТА — западные славяне чтили петуха как птицу Святовита; впоследствии, по созвучию имени Древнего бога с святым Витом, на этого последнего были перенесены языческие воспоминания. Как представитель дневного рассвета, огня и молний петух в мифических сказаниях изоб¬ражается блестящею красною птицей. Пылающий огонь доныне называется «красный петух». В Во¬ронежской губернии существовал такой обычай: если ребенок долго кричал по ночам, то мать клала его в подол и отправлялась в курятник лечить его от криксы; там купала она его под насестью, пригова¬ривая: «Зоря-Зоренька, красная девица! Возьми свою криксу, отдай нам сон». На старинных ико¬нах св. Вита встречается изображение петуха, и до прошедшего столетия в день этого святого, соблю¬дался обычай носить петухов в церковь св. Фейта.
ПТИЧЬЕ ГНЕЗДО (Утиное гнездо) — созвез¬дие Плеяд; название, очевидно, возникшее из того, что в ярких звездах Плеяд усматривали золотые яйца, которые несет чудесная курица или утка.
РАРОГ (рариг, рарашек) — огненный дух, свя¬занный с культом очага. Согласно поверьям юж¬ных славян, рарашек мог появляться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживал человек на печи. Рарога представляли в образе хищ¬ной птицы или дракона с искрящимся телом, пла-менеющими волосами и сиянием, вырывающимся из пасти (клюва), а также в виде огненного вихря. Возможно, он генетически связан с древнерусским Сварогом и русским Рахом (воплощение суховея).
РИПЕЙСКИЕ ГОРЫ — мифологические горы, где находится сад Ирия.
РЫБА — вариант змея-владетеля подземного царства.
СИРИН — райская птица-дева. Образ восходит к древнегреческим сиренам. В греческой мифоло¬гии это — полуптицы-полуженщины, унаследовав¬шие от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. В русских духовных сти¬хах Сирии, спускаясь из рая на землю, зачаровы¬вает людей своим пением. Существует представление, что только счастливый человек может услышать пение этой птицы. В русском искусстве сирин и алконост — традиционный изобразительный сю¬жет. «Птица глаголемая сиринес человекообраз¬на, суща близ святого рая... ея же нарицають райскую птицу сладости ради песен ея» (Древ¬нерусские азбуковники. XVII век). «Птица Си¬рин мне радостно скалится, /Веселит, зазыва-ет из гнезд, /А напротив — тоскует-печалится/ Травит душу чудной Алконост» (В.С. Высоц¬кий. «Купола»).
СКИПЕР-ЗВЕРЬ — Царь надземного пекла. Главный противник Перуна.
СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК — в былинном эпосе чудовищный противник героя, поражающий врагов страшным посвистом. Родствен Змею — рогатому Соколу (Соловью) в белорусском эпо¬се. Сидя в своем гнезде (на двенадцати дубах и т.п.), Соловей-разбойник преграждает дорогу (в Киев), герой (Илья Муромец в русских были¬нах) поражает его в правый глаз, поединок завер¬шается разрубанием Соловья-разбойника на час¬ти и сожжением его, что напоминает миф о поединке громовержца Перуна с его змеевидным противником.
Hosted by uCoz