Книга \"Славяне\"
Поселяется в болотах — там же, где обитают нечистые. До сих пор суще¬ствует выражение: «Нокоть те дери!». Символизирует малорослые злобные народы, пришедшие в славянские земли, которые были заняты местными племенами. По этой причине жадному злобному народу пришлось селиться на болотах.
ОБЪЕДАЛО — великан, который разом пожи¬рает двенадцать быков, хлеб кидает в рот полными возами и все кричит: мало! Символизирует приход многочисленного неземледельческого и ненасытного народа.
ОПИВАЛО — великан, которому целое озеро на один глоток станет; опорожнить сорок огром¬ных бочек вина — для него сущая безделица! Упоминание о вине символизирует внесение культа вина в славянские земли иными народами и подача примера на его употребление.
ПОЛКАН — богатырь чудного телосложения. Он до половины был муж, а от пояса до низа конь. Бегал крайне быстро; облечен был в латы; сражал¬ся стрелами. Он охранял солнечных коней Святовида, коней богов солнца или бога-громовержца. Аналог мы встречаем в греческой мифологии, относящейся к Причерноморью под названием «кентавры», где Таврида – горная страна в Закавкавказье и Крыму, а тавры или конные тавры – местное население до «огречивания».
ПОПЕЛ (Пепел) — легендарный князь, изгнан¬ный за неправедность своими соперниками из рода Котышки и заеденный мышами. В восточносла¬вянской сказке Иван Попялов двенадцать лет ле¬жал в пепле, затем, стряхнув с себя шесть пудов пепла, убил «змеиху», а пепел ее рассыпал. Змее¬борец превращается в кота, подслушивая разговор змеихи с ее дочерьми.
СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬ — отождествляется с исполином-Громовником (Тор или Перун), обитавшим в святых горах, т.е. тучах. Сила его — необычайная. Само¬му Громовнику не всегда совладать с этим богаты¬рем титанической породы. В предания христианского периода Святогор был побежден Ильей Моравцем-Муромцем.
СКОРОХОД — великан, который на одной ноге идет, а другая к уху подвязана; если же захочет воспользоваться обеими ногами, то за один шаг весь свет перешагнет.
СТРЕЛОК — великан, который на тысячу верст так метко попадает в цель, что ему нипочем попасть в глаз мухи.
УСЫНЯ (Усыныч, Усынка, Крутиус) — вели¬кан, охраняющий проход в пепельное (пекельное) царство; пер-сонаж русских сказок, сопоставим с образом дра¬кона или змея, запруживающего воды своими «плечами». Слово «усы» предположительно явля¬ется переносным названием плеча. Усыня «спер реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да ку¬шает, одним усом реку запрудил, а по усу, слов¬но по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут, сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат».
ЦАРЬ-ДЕВИЦА (Царевна-золотая коса, Ма¬рья Моревна, Ненаглядная Красота) — дочь Морского царя. Царь-девица — красоты неопи¬санной, силы непомерной, и тешится вместе с сво¬им воинством из храбрых дев богатырскими игра¬ми и подвигами. В одном из списков русской сказки ее называют Лебедью. В греческих мифах сопоставима с царицами Сар-матии (страны царствующих женщин), которые пришли моря (после бегства из плена с греческих кораблей по Геродоту).
ЧУДОВИЩЕ — исполин, владыка небесных источников и лесов.
Чудо – юдо (Чудо иуда), антигерой русских сказок, дракон, уносящий к себе русских девиц. Символизирует нападение «драконов» на русские земли и захват пленников для продажи в рабство.
ЧУТКОЙ — великан, у которого слух так тонок, что он слышит, как трава растет; прилегая ухом к земле, он узнает, что на том свете делается.
Словарь
мифологических и сказочных персонажей
АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ (латырь) — в русских средневековых легендах и фольклоре камень, «всем камням отец». В сказках говорится, что лежит он на океане-море или на острове Буяне и обо¬значается постоянным эпитетом «бел-горюч» или «кип-камень» (от глагола «кипеть»). На этом камне восседает красная дева Зоря и зашивает раны кровавые; «под тем камнем сокрыта сила могучая, и силы конца нет»; «кто камень-алатырь изгложет (дело — трудное, немыслимое), тот мой заговор превозможет».
ОБЪЕДАЛО — великан, который разом пожи¬рает двенадцать быков, хлеб кидает в рот полными возами и все кричит: мало! Символизирует приход многочисленного неземледельческого и ненасытного народа.
ОПИВАЛО — великан, которому целое озеро на один глоток станет; опорожнить сорок огром¬ных бочек вина — для него сущая безделица! Упоминание о вине символизирует внесение культа вина в славянские земли иными народами и подача примера на его употребление.
ПОЛКАН — богатырь чудного телосложения. Он до половины был муж, а от пояса до низа конь. Бегал крайне быстро; облечен был в латы; сражал¬ся стрелами. Он охранял солнечных коней Святовида, коней богов солнца или бога-громовержца. Аналог мы встречаем в греческой мифологии, относящейся к Причерноморью под названием «кентавры», где Таврида – горная страна в Закавкавказье и Крыму, а тавры или конные тавры – местное население до «огречивания».
ПОПЕЛ (Пепел) — легендарный князь, изгнан¬ный за неправедность своими соперниками из рода Котышки и заеденный мышами. В восточносла¬вянской сказке Иван Попялов двенадцать лет ле¬жал в пепле, затем, стряхнув с себя шесть пудов пепла, убил «змеиху», а пепел ее рассыпал. Змее¬борец превращается в кота, подслушивая разговор змеихи с ее дочерьми.
СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬ — отождествляется с исполином-Громовником (Тор или Перун), обитавшим в святых горах, т.е. тучах. Сила его — необычайная. Само¬му Громовнику не всегда совладать с этим богаты¬рем титанической породы. В предания христианского периода Святогор был побежден Ильей Моравцем-Муромцем.
СКОРОХОД — великан, который на одной ноге идет, а другая к уху подвязана; если же захочет воспользоваться обеими ногами, то за один шаг весь свет перешагнет.
СТРЕЛОК — великан, который на тысячу верст так метко попадает в цель, что ему нипочем попасть в глаз мухи.
УСЫНЯ (Усыныч, Усынка, Крутиус) — вели¬кан, охраняющий проход в пепельное (пекельное) царство; пер-сонаж русских сказок, сопоставим с образом дра¬кона или змея, запруживающего воды своими «плечами». Слово «усы» предположительно явля¬ется переносным названием плеча. Усыня «спер реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да ку¬шает, одним усом реку запрудил, а по усу, слов¬но по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут, сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат».
ЦАРЬ-ДЕВИЦА (Царевна-золотая коса, Ма¬рья Моревна, Ненаглядная Красота) — дочь Морского царя. Царь-девица — красоты неопи¬санной, силы непомерной, и тешится вместе с сво¬им воинством из храбрых дев богатырскими игра¬ми и подвигами. В одном из списков русской сказки ее называют Лебедью. В греческих мифах сопоставима с царицами Сар-матии (страны царствующих женщин), которые пришли моря (после бегства из плена с греческих кораблей по Геродоту).
ЧУДОВИЩЕ — исполин, владыка небесных источников и лесов.
Чудо – юдо (Чудо иуда), антигерой русских сказок, дракон, уносящий к себе русских девиц. Символизирует нападение «драконов» на русские земли и захват пленников для продажи в рабство.
ЧУТКОЙ — великан, у которого слух так тонок, что он слышит, как трава растет; прилегая ухом к земле, он узнает, что на том свете делается.
Словарь
мифологических и сказочных персонажей
АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ (латырь) — в русских средневековых легендах и фольклоре камень, «всем камням отец». В сказках говорится, что лежит он на океане-море или на острове Буяне и обо¬значается постоянным эпитетом «бел-горюч» или «кип-камень» (от глагола «кипеть»). На этом камне восседает красная дева Зоря и зашивает раны кровавые; «под тем камнем сокрыта сила могучая, и силы конца нет»; «кто камень-алатырь изгложет (дело — трудное, немыслимое), тот мой заговор превозможет».
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
Вперед >>