СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
Поселяется в болотах — там же, где обитают нечистые. До сих пор суще¬ствует выражение: «Нокоть те дери!». Символизирует малорослые злобные народы, пришедшие в славянские земли, которые были заняты местными племенами. По этой причине жадному злобному народу пришлось селиться на болотах.
ОБЪЕДАЛО — великан, который разом пожи¬рает двенадцать быков, хлеб кидает в рот полными возами и все кричит: мало! Символизирует приход многочисленного неземледельческого и ненасытного народа.
ОПИВАЛО — великан, которому целое озеро на один глоток станет; опорожнить сорок огром¬ных бочек вина — для него сущая безделица! Упоминание о вине символизирует внесение культа вина в славянские земли иными народами и подача примера на его употребление.
ПОЛКАН — богатырь чудного телосложения. Он до половины был муж, а от пояса до низа конь. Бегал крайне быстро; облечен был в латы; сражал¬ся стрелами. Он охранял солнечных коней Святовида, коней богов солнца или бога-громовержца. Аналог мы встречаем в греческой мифологии, относящейся к Причерноморью под названием «кентавры», где Таврида – горная страна в Закавкавказье и Крыму, а тавры или конные тавры – местное население до «огречивания».
ПОПЕЛ (Пепел) — легендарный князь, изгнан¬ный за неправедность своими соперниками из рода Котышки и заеденный мышами. В восточносла¬вянской сказке Иван Попялов двенадцать лет ле¬жал в пепле, затем, стряхнув с себя шесть пудов пепла, убил «змеиху», а пепел ее рассыпал. Змее¬борец превращается в кота, подслушивая разговор змеихи с ее дочерьми.
СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬ — отождествляется с исполином-Громовником (Тор или Перун), обитавшим в святых горах, т.е. тучах. Сила его — необычайная. Само¬му Громовнику не всегда совладать с этим богаты¬рем титанической породы. В предания христианского периода Святогор был побежден Ильей Моравцем-Муромцем.
СКОРОХОД — великан, который на одной ноге идет, а другая к уху подвязана; если же захочет воспользоваться обеими ногами, то за один шаг весь свет перешагнет.
СТРЕЛОК — великан, который на тысячу верст так метко попадает в цель, что ему нипочем попасть в глаз мухи.
УСЫНЯ (Усыныч, Усынка, Крутиус) — вели¬кан, охраняющий проход в пепельное (пекельное) царство; пер-сонаж русских сказок, сопоставим с образом дра¬кона или змея, запруживающего воды своими «плечами». Слово «усы» предположительно явля¬ется переносным названием плеча. Усыня «спер реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да ку¬шает, одним усом реку запрудил, а по усу, слов¬но по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут, сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат».
ЦАРЬ-ДЕВИЦА (Царевна-золотая коса, Ма¬рья Моревна, Ненаглядная Красота) — дочь Морского царя. Царь-девица — красоты неопи¬санной, силы непомерной, и тешится вместе с сво¬им воинством из храбрых дев богатырскими игра¬ми и подвигами. В одном из списков русской сказки ее называют Лебедью. В греческих мифах сопоставима с царицами Сар-матии (страны царствующих женщин), которые пришли моря (после бегства из плена с греческих кораблей по Геродоту).
ЧУДОВИЩЕ — исполин, владыка небесных источников и лесов.
Чудо – юдо (Чудо иуда), антигерой русских сказок, дракон, уносящий к себе русских девиц. Символизирует нападение «драконов» на русские земли и захват пленников для продажи в рабство.
ЧУТКОЙ — великан, у которого слух так тонок, что он слышит, как трава растет; прилегая ухом к земле, он узнает, что на том свете делается.
Словарь
мифологических и сказочных персонажей

АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ (латырь) — в русских средневековых легендах и фольклоре камень, «всем камням отец». В сказках говорится, что лежит он на океане-море или на острове Буяне и обо¬значается постоянным эпитетом «бел-горюч» или «кип-камень» (от глагола «кипеть»). На этом камне восседает красная дева Зоря и зашивает раны кровавые; «под тем камнем сокрыта сила могучая, и силы конца нет»; «кто камень-алатырь изгложет (дело — трудное, немыслимое), тот мой заговор превозможет».
Hosted by uCoz