СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
После совершения этого обряда, по общему убеждению, непременно будет дождь.
ДЫЙ — в восточнославянской мифологии имя бога. Упомянуто в древнерусской вставке в юж¬нославянский текст «Хождения богородицы по мукам» и в списках «Слова о том, како погане суще языци кланялися идолом» («Дыево служенье»). Контекст позволяет предположить, что это имя является результатом ассоциации древнерус¬ского имени (типа Див) с греческим «deus» - бог.

ЖЕЛЯ (Жля) — богиня смертной печали. «Желя», «желение» — скорбь по умершим. Считалось, что даже одно упоминание ее имени облегчает душу. Чешский хронист середины XIV века Неплах описывает славянскую богиню Желю. В славянском фольклоре сохранилось много плачей и причитаний. Однако с принятием христианства на Руси появились специальные поучения, ограничи¬вающие проявление неумеренной печали по умер¬шим. Например, в «Слове св. Дионисия о жалею¬щих» говорится: «Если отшедшим отселе душам тамо какая полза от желения?» Сходное обозначение обрядов «желенья и карания» встре-чается в перечислении различных языческих обря¬дов в списке XVII века древнерусского «Слова некоего христолюбца...». «...И пускай несет тем¬ная Желя погребальный пепл в своем пылающем роге» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
ЖИВА (Живана, Сива) — богиня мировой жиз¬ни (весны), плодородия и любви; воплощает жиз¬ненную силу и противостоит мифологическим воплощениям смерти. Жива своим приходом животворит, воскрешает умирающую на зиму приро¬ду, дает земле плодородие, растит нивы и пажити. В правой руке она держит яблоко, в левой — виноград (еще одно подтверждение того, что славяне искони жили в благодатном климате и возделывали сады). В начале мая ей приносят жертвы. Кукушка принималась за ее воплощение. Прилетая из вирия, из той заоблачной страны, откуда нисходят души новорожденных, куда удаляются усопшие и где пребывают девы судьбы, кукушка ведает часы рождения, брака и смерти. Так доныне, заслышав весеннею порою кукушку, к ней обращаются с вопросом: сколько лет остается жить на белом свете. Ответы ее признаются за пророчество, посылаемое свыше. Девушки чествуют кукушку: крестят ее в лесу, кумятся между собой и завивают венки на березе. «...Обряд этот (крещение кукуш¬ки)... связан с обновлением жизненных сил природы: после зимнего умирания — возрождение и торжество солнечного тепла. Другая сторона действа — повлиять на творческие силы при¬роды, вызвать обильный урожай. По представ¬лениям древних славян, в кукушку превраща¬лась богиня жизни Жива» (А. Стрижен. «Народный календарь»).
ЖИВОТ — божество полянских (польских, полевых) славян, имя его означает жизнедателя или сохранителя жизни.
ЖУРБА — женское божество, воплощавшее бес-предельное сострадание.

ЗЕВАНА (Дзевана) — юная и прекрасная боги¬ня лесов и охоты, которая любит охотиться в свет¬лые лунные ночи; с оружием в руках мчится она на борзом коне по лесам, сопровождаемая ловчими псами, и гонит убегающего зверя. По народным рассказам, чудесная дева охотится в дебрях Полабии и на высотах Карпатских гор. Изображается в куньей шубе, верх которой покрыт беличьими шку¬рами. Сверху надета вместо епанчи кожа медведя. В руках она держит натянутый лук со стрелою или капкан, подле нее положены лыжи и битые звери, рогатина и нож. В ногах лежит собака. Этой боги¬не молились ловцы, прося у нее счастья в охоте. В ее честь приносилась часть добычи. Жертвовали ей шкуры убитых зверей. В древности шкурки куницы и других пушных зверьков использовали в качестве денег. Есть свидетельство о разрушении ее изваяния (идола) в Польше в 965-м году. В других племе¬нах, связанных с лесом и охотой, она называлась Дива, Дева, Дивия, Златая Баба, Баба и т.п. В греческой мифологии ей соответствует дочь Зевса Артемида, а в римской – Диана.
ЗИБОГ — бог земли, творец и хранитель ее. Это он создал горы и моря, холмы и реки, расщелины и озера. Он наблюдает и возделывает землю. Ког¬да он сердится — вулканы извергаются, буря на море поднимается, земля трясется.
Hosted by uCoz