Книга \"Славяне\"
Гриф-птица хватает мертвечи¬ну и вместе с нею переносит молодца через широ¬кое море.
ГРИФОН — могучая птица-собака.
ЖАР-ПТИЦА — воплощение бога грозы, в сла¬вянских сказках чудесная птица, которая приле¬тает из другого (тридесятого) царства. Это цар¬ство — сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-пти¬цы золотая, золотая клетка, клюв, перья. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и по значению своему совершенно тождественными с живою во¬дою. Когда поет Жар-птица, из ее раскрытого клюва сыплются перлы, т.е. вместе с торжествен¬ными звуками грома рассыпаются блестящие ис-кры молний. Иногда в сказках Жар-птица высту¬пает в роли похитительницы. «Вот полночною порой/ Свет разлился над горой./ Будто пол¬дни наступают:/ Жары-птицы налетают...» (П.П. Ершов. «Конек-горбунок»).
ЗВЕРЬ-ИНДР (Индрик, Вындрик, Единорог) — мифический зверь, о котором стих в Голубиной книге рассказывает, как о властителе подземелья и подземных ключей, а также как о спасителе все¬ленной во время всемирной засухи, когда он ро¬гом выкопал ключи и пустил воду по рекам и озерам. Индрик угрожает своим поворотом вско¬лебать всю землю, он, двигаясь под землею, роет отдушины и пропущает ручьи и проточины, реки и кладязи студеные: «Куда зверь пройдет — туда ключ кипит». В некоторых вариантах стиха пре¬дание о звере-Индре связывается с священными горами: «Живет тот зверь в Сионских горах в Фаворе или Афон-горе, он пьет и ест во свя¬той горе (вариант: из синя моря), и детей вы¬водит во святой же горе; когда зверь поворо¬тится — все святые горы всколыхаются». Это свидетельство роднит зверя-Индру с Змеем Горынычем. Разрывая своим рогом-молнией облач¬ные горы и подземелья и заставляя дрожать зем¬лю, чудовищный зверь дает исток дождевым ключам и рекам.
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ (Горынчище) — горный демон, представитель туч, издревле уподоблявшихся горам и скалам. Харкая и выплевывая, он творит облачные горы и дождевые хляби, в которых по¬зднее, при затемнении смысла старинных метафор, признали обыкновенные земные возвышенности и болота. Мифический змей в народных сказаниях смешивается с сатаною. Подобно богу-громовнику, и сатана создает себе сподвижников, вызывая их сильными ударами в камень, т.е. высекая убий¬ственные молнии из камня-тучи. Низвергнутые божественною силою, эти грозовые бесы упадают с неба светлыми огоньками вместе с проливным дождем. Всесветное, безбрежное море, где встре¬чаются мифические соперники, есть беспредельное небо. В сказках он изображается драконом о трех, шести, девяти или двенадцати головах. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пеще¬рой, где у него спрятаны сокровища, похищенная царевна, «русские полоны»; там же находится и многочисленное потомство. Появляется он в со-провождении грозного шума: «дождь дождит», «гром гремит». Основное оружие Змея — огонь. «Поднял голову Добрыня и видит, что летит к. нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пы¬шет, из ушей дым валит, медные когти на ла¬пах блестят» (русская былина).
ЗМЕЙ ОГНЕННЫЙ ВОЛК (Вук Огнезмий) — в славянской мифологии герой. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в челове¬ческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шер¬стью» — приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими живот¬ными, в т.ч. птицей; совершает подвиги, используя способности превращения (себя и своей дружины) в животных.
ЗМИУЛАН — персонаж восточнославянской мифологии, одно из продолжений образа Огненно¬го Змея. В белорусских и русских сказках, царь Огонь и царица Молрнья сжигают стада царя Змиулана, который прячется от них в дупле старо¬го дерева (явная параллель с одним из основных мифов славянской мифологии, в котором против-ником Перуна является змей, обладатель стад, который прячется в дупле дерева). Имя Змиула¬на используется в народных заговорах-приворо¬тах.
ГРИФОН — могучая птица-собака.
ЖАР-ПТИЦА — воплощение бога грозы, в сла¬вянских сказках чудесная птица, которая приле¬тает из другого (тридесятого) царства. Это цар¬ство — сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-пти¬цы золотая, золотая клетка, клюв, перья. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и по значению своему совершенно тождественными с живою во¬дою. Когда поет Жар-птица, из ее раскрытого клюва сыплются перлы, т.е. вместе с торжествен¬ными звуками грома рассыпаются блестящие ис-кры молний. Иногда в сказках Жар-птица высту¬пает в роли похитительницы. «Вот полночною порой/ Свет разлился над горой./ Будто пол¬дни наступают:/ Жары-птицы налетают...» (П.П. Ершов. «Конек-горбунок»).
ЗВЕРЬ-ИНДР (Индрик, Вындрик, Единорог) — мифический зверь, о котором стих в Голубиной книге рассказывает, как о властителе подземелья и подземных ключей, а также как о спасителе все¬ленной во время всемирной засухи, когда он ро¬гом выкопал ключи и пустил воду по рекам и озерам. Индрик угрожает своим поворотом вско¬лебать всю землю, он, двигаясь под землею, роет отдушины и пропущает ручьи и проточины, реки и кладязи студеные: «Куда зверь пройдет — туда ключ кипит». В некоторых вариантах стиха пре¬дание о звере-Индре связывается с священными горами: «Живет тот зверь в Сионских горах в Фаворе или Афон-горе, он пьет и ест во свя¬той горе (вариант: из синя моря), и детей вы¬водит во святой же горе; когда зверь поворо¬тится — все святые горы всколыхаются». Это свидетельство роднит зверя-Индру с Змеем Горынычем. Разрывая своим рогом-молнией облач¬ные горы и подземелья и заставляя дрожать зем¬лю, чудовищный зверь дает исток дождевым ключам и рекам.
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ (Горынчище) — горный демон, представитель туч, издревле уподоблявшихся горам и скалам. Харкая и выплевывая, он творит облачные горы и дождевые хляби, в которых по¬зднее, при затемнении смысла старинных метафор, признали обыкновенные земные возвышенности и болота. Мифический змей в народных сказаниях смешивается с сатаною. Подобно богу-громовнику, и сатана создает себе сподвижников, вызывая их сильными ударами в камень, т.е. высекая убий¬ственные молнии из камня-тучи. Низвергнутые божественною силою, эти грозовые бесы упадают с неба светлыми огоньками вместе с проливным дождем. Всесветное, безбрежное море, где встре¬чаются мифические соперники, есть беспредельное небо. В сказках он изображается драконом о трех, шести, девяти или двенадцати головах. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пеще¬рой, где у него спрятаны сокровища, похищенная царевна, «русские полоны»; там же находится и многочисленное потомство. Появляется он в со-провождении грозного шума: «дождь дождит», «гром гремит». Основное оружие Змея — огонь. «Поднял голову Добрыня и видит, что летит к. нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пы¬шет, из ушей дым валит, медные когти на ла¬пах блестят» (русская былина).
ЗМЕЙ ОГНЕННЫЙ ВОЛК (Вук Огнезмий) — в славянской мифологии герой. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в челове¬ческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шер¬стью» — приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими живот¬ными, в т.ч. птицей; совершает подвиги, используя способности превращения (себя и своей дружины) в животных.
ЗМИУЛАН — персонаж восточнославянской мифологии, одно из продолжений образа Огненно¬го Змея. В белорусских и русских сказках, царь Огонь и царица Молрнья сжигают стада царя Змиулана, который прячется от них в дупле старо¬го дерева (явная параллель с одним из основных мифов славянской мифологии, в котором против-ником Перуна является змей, обладатель стад, который прячется в дупле дерева). Имя Змиула¬на используется в народных заговорах-приворо¬тах.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
Вперед >>