СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
Гриф-птица хватает мертвечи¬ну и вместе с нею переносит молодца через широ¬кое море.
ГРИФОН — могучая птица-собака.
ЖАР-ПТИЦА — воплощение бога грозы, в сла¬вянских сказках чудесная птица, которая приле¬тает из другого (тридесятого) царства. Это цар¬ство — сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-пти¬цы золотая, золотая клетка, клюв, перья. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и по значению своему совершенно тождественными с живою во¬дою. Когда поет Жар-птица, из ее раскрытого клюва сыплются перлы, т.е. вместе с торжествен¬ными звуками грома рассыпаются блестящие ис-кры молний. Иногда в сказках Жар-птица высту¬пает в роли похитительницы. «Вот полночною порой/ Свет разлился над горой./ Будто пол¬дни наступают:/ Жары-птицы налетают...» (П.П. Ершов. «Конек-горбунок»).
ЗВЕРЬ-ИНДР (Индрик, Вындрик, Единорог) — мифический зверь, о котором стих в Голубиной книге рассказывает, как о властителе подземелья и подземных ключей, а также как о спасителе все¬ленной во время всемирной засухи, когда он ро¬гом выкопал ключи и пустил воду по рекам и озерам. Индрик угрожает своим поворотом вско¬лебать всю землю, он, двигаясь под землею, роет отдушины и пропущает ручьи и проточины, реки и кладязи студеные: «Куда зверь пройдет — туда ключ кипит». В некоторых вариантах стиха пре¬дание о звере-Индре связывается с священными горами: «Живет тот зверь в Сионских горах в Фаворе или Афон-горе, он пьет и ест во свя¬той горе (вариант: из синя моря), и детей вы¬водит во святой же горе; когда зверь поворо¬тится — все святые горы всколыхаются». Это свидетельство роднит зверя-Индру с Змеем Горынычем. Разрывая своим рогом-молнией облач¬ные горы и подземелья и заставляя дрожать зем¬лю, чудовищный зверь дает исток дождевым ключам и рекам.
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ (Горынчище) — горный демон, представитель туч, издревле уподоблявшихся горам и скалам. Харкая и выплевывая, он творит облачные горы и дождевые хляби, в которых по¬зднее, при затемнении смысла старинных метафор, признали обыкновенные земные возвышенности и болота. Мифический змей в народных сказаниях смешивается с сатаною. Подобно богу-громовнику, и сатана создает себе сподвижников, вызывая их сильными ударами в камень, т.е. высекая убий¬ственные молнии из камня-тучи. Низвергнутые божественною силою, эти грозовые бесы упадают с неба светлыми огоньками вместе с проливным дождем. Всесветное, безбрежное море, где встре¬чаются мифические соперники, есть беспредельное небо. В сказках он изображается драконом о трех, шести, девяти или двенадцати головах. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пеще¬рой, где у него спрятаны сокровища, похищенная царевна, «русские полоны»; там же находится и многочисленное потомство. Появляется он в со-провождении грозного шума: «дождь дождит», «гром гремит». Основное оружие Змея — огонь. «Поднял голову Добрыня и видит, что летит к. нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пы¬шет, из ушей дым валит, медные когти на ла¬пах блестят» (русская былина).
ЗМЕЙ ОГНЕННЫЙ ВОЛК (Вук Огнезмий) — в славянской мифологии герой. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в челове¬ческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шер¬стью» — приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими живот¬ными, в т.ч. птицей; совершает подвиги, используя способности превращения (себя и своей дружины) в животных.
ЗМИУЛАН — персонаж восточнославянской мифологии, одно из продолжений образа Огненно¬го Змея. В белорусских и русских сказках, царь Огонь и царица Молрнья сжигают стада царя Змиулана, который прячется от них в дупле старо¬го дерева (явная параллель с одним из основных мифов славянской мифологии, в котором против-ником Перуна является змей, обладатель стад, который прячется в дупле дерева). Имя Змиула¬на используется в народных заговорах-приворо¬тах.
Hosted by uCoz