Книга \"Славяне\"
/В заливы, в океан десницу простирает, /Сапфирным скипетром водам повелевает. / Одежда царская, порфира и виссон, /Что силь¬ные моря несут ему пред трон» (М. Ломоносов. «Петриада»).
НЕДОЛЯ (Нужа, Нужда)— богиня, помощни¬ца Макоши, ткет несчастливую судьбу. Доля и Недоля — не просто олицетворения отвлеченных понятий, не имеющие объективного бытия, а напротив — живые лица, тождественные девам судь¬бы. Они действуют по собственным расчетам, не¬зависимо от воли и намерений человека: счастливый вовсе не работает и живет в довольстве, потому что за него трудится Доля. Наоборот, деятельность Недоли постоянно направлена во вред чело-веку. Пока она бодрствует — беда следует за бе¬дою, и только тогда становится легче несчастному, когда засыпает его Недоля: «Коли спит Лихо, не буди ж его». «И сама Обида-Недоля, не смыкая глаз, усталая, день исходив от дома к дому, грохнулась на землю и под терновым кустом спит» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
НЕМИЗА — бог воздуха, повелитель ветров. Ветры издревле олицетворялись как существа са¬мобытные. Немиза изображался с головой, увен¬чанной лучами и крыльями. Немиза призван наво¬дить порядок и усмирять буйные ветры.
НЕУМОЙКА — в зимнее время светлое боже¬ство Белун утрачивает свой блеск, дряхлеет, ря¬дится в грязные нищенские одежды и является неопрятным Неумойкою — старым беловласым и сопливым дедом. Семь зимних месяцев он не че¬шется, не стрижется, не моется и не сморкается, т.е. покрывается облаками и туманами. Сопли — метафора сгущенных туманов, и надобно утереть их, чтобы золотые лучи солнца могли просиять из-за облачных покровов (превращение замарашки Неумойки в ясного Белуна).
НИЙ (Ния, Вий) — божество преисподней, один из главных служителей Чернобога. Он был также судьей над мертвыми. Вий связан, также, с сезон¬ной смертью природы во время зимы. Этот бог считался также насылателем ночных кошмаров, видений и привидений. Огромный горбатый старик с длинными волосатыми руками-лапами. Вечно злой, потому что работать приходится без отдыха днем и ночью — принимать души умерших. Кто попал в лапы к безобразному Нию — назад возврата нет. По-видимому, в более поздние времена это предводитель нечистой силы Вий. Из устных преданий видно, что истукан Чернобога был выко¬ван из железа. Престол его составлял краеуголь¬ный камень из черного гранита. В знак своего вла¬дычества он имел на голове зубчатый венец, в руке свинцовый скипетр и огневидный бич. «... зрю огненного Ния; /В нем ада судию быть чаяла Рос¬сия. /Он пламенный держал в руках на грешных бич» (М. Херасков. «Владимириада»). «...Мгно-венно дверь хижины растворяется, — и, при бес¬прерывном блеске молнии, я зрю юного витязя, в броне серебряной, опоясанного мечом грозным. Ни сам свирепый Ний не потряс бы толико робкого сердца моего своим появлением» (В.Т. Нарежный. «Славянские вечера»).
ОГНЕННАЯ МАРИЯ — Царица Небесная, древняя богиня весны и плодородия.
ПАРАСКЕВА-ПЯТНИЦА (льняница, Дева-Пятенка) — женское божество, богиня-пряха, подательница благ, покровительница плодородия христианского периода. Параскева-Пятница покровительствует святым це¬лебным источникам и колодцам; известны «пятницкие родники». Она требует неукоснительного повиновения и запрещает бабам работать в день, посвященный ей, — в пятницу. За нарушение зап¬рета она может истыкать виновную кудельной спицей или даже превратить ее в лягушку. Благо-волит также играм молодежи с песнями и танцами. Появляется в белых одеждах и охраняет колодцы. Где на дощатых крышах изображена Параскева-Пятница — там вода целебна. Чтобы не иссякла благодать Девы-Пятенки, бабы тайком приносят ей жертву: овечью шерсть на передничек. В Бело¬руссии сохранился обычай изготавливать ее извая¬ния из дерева и молиться ей темной ночью о дож¬дях для всходов. Пятница считалась также покровительницей торговли. В Новгороде Вели¬ком церковь Пятницы на Торгу была построена в 1207г. На рубеже XII и XIII вв. церковь Пятни¬цы на Торгу была создана в Чернигове.
НЕДОЛЯ (Нужа, Нужда)— богиня, помощни¬ца Макоши, ткет несчастливую судьбу. Доля и Недоля — не просто олицетворения отвлеченных понятий, не имеющие объективного бытия, а напротив — живые лица, тождественные девам судь¬бы. Они действуют по собственным расчетам, не¬зависимо от воли и намерений человека: счастливый вовсе не работает и живет в довольстве, потому что за него трудится Доля. Наоборот, деятельность Недоли постоянно направлена во вред чело-веку. Пока она бодрствует — беда следует за бе¬дою, и только тогда становится легче несчастному, когда засыпает его Недоля: «Коли спит Лихо, не буди ж его». «И сама Обида-Недоля, не смыкая глаз, усталая, день исходив от дома к дому, грохнулась на землю и под терновым кустом спит» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
НЕМИЗА — бог воздуха, повелитель ветров. Ветры издревле олицетворялись как существа са¬мобытные. Немиза изображался с головой, увен¬чанной лучами и крыльями. Немиза призван наво¬дить порядок и усмирять буйные ветры.
НЕУМОЙКА — в зимнее время светлое боже¬ство Белун утрачивает свой блеск, дряхлеет, ря¬дится в грязные нищенские одежды и является неопрятным Неумойкою — старым беловласым и сопливым дедом. Семь зимних месяцев он не че¬шется, не стрижется, не моется и не сморкается, т.е. покрывается облаками и туманами. Сопли — метафора сгущенных туманов, и надобно утереть их, чтобы золотые лучи солнца могли просиять из-за облачных покровов (превращение замарашки Неумойки в ясного Белуна).
НИЙ (Ния, Вий) — божество преисподней, один из главных служителей Чернобога. Он был также судьей над мертвыми. Вий связан, также, с сезон¬ной смертью природы во время зимы. Этот бог считался также насылателем ночных кошмаров, видений и привидений. Огромный горбатый старик с длинными волосатыми руками-лапами. Вечно злой, потому что работать приходится без отдыха днем и ночью — принимать души умерших. Кто попал в лапы к безобразному Нию — назад возврата нет. По-видимому, в более поздние времена это предводитель нечистой силы Вий. Из устных преданий видно, что истукан Чернобога был выко¬ван из железа. Престол его составлял краеуголь¬ный камень из черного гранита. В знак своего вла¬дычества он имел на голове зубчатый венец, в руке свинцовый скипетр и огневидный бич. «... зрю огненного Ния; /В нем ада судию быть чаяла Рос¬сия. /Он пламенный держал в руках на грешных бич» (М. Херасков. «Владимириада»). «...Мгно-венно дверь хижины растворяется, — и, при бес¬прерывном блеске молнии, я зрю юного витязя, в броне серебряной, опоясанного мечом грозным. Ни сам свирепый Ний не потряс бы толико робкого сердца моего своим появлением» (В.Т. Нарежный. «Славянские вечера»).
ОГНЕННАЯ МАРИЯ — Царица Небесная, древняя богиня весны и плодородия.
ПАРАСКЕВА-ПЯТНИЦА (льняница, Дева-Пятенка) — женское божество, богиня-пряха, подательница благ, покровительница плодородия христианского периода. Параскева-Пятница покровительствует святым це¬лебным источникам и колодцам; известны «пятницкие родники». Она требует неукоснительного повиновения и запрещает бабам работать в день, посвященный ей, — в пятницу. За нарушение зап¬рета она может истыкать виновную кудельной спицей или даже превратить ее в лягушку. Благо-волит также играм молодежи с песнями и танцами. Появляется в белых одеждах и охраняет колодцы. Где на дощатых крышах изображена Параскева-Пятница — там вода целебна. Чтобы не иссякла благодать Девы-Пятенки, бабы тайком приносят ей жертву: овечью шерсть на передничек. В Бело¬руссии сохранился обычай изготавливать ее извая¬ния из дерева и молиться ей темной ночью о дож¬дях для всходов. Пятница считалась также покровительницей торговли. В Новгороде Вели¬ком церковь Пятницы на Торгу была построена в 1207г. На рубеже XII и XIII вв. церковь Пятни¬цы на Торгу была создана в Чернигове.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
Вперед >>