СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
«Ростом Лобаста, как эта осина, тело белое, что заячий пух, а ручищу, словно крылье с красным когтем, словит да этим когтем, хоть и нежен он, что костяника, а защекочет до смер¬ти» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
МАВКИ (гречухи, малки, майки) — тождественны русалкам; порода русалок-детей; народная фанта¬зия представляет их в виде девочек-семилеток с русыми, кудрявыми волосами, в белых сорочках — без пояса. Обитают на горных вершинах. Как девы дождевых источников мавки носятся над ни¬вами и полями, и с одной стороны, напояя их вла¬гою, дают богатый урожай, а с другой, посылая несвоевременные ливни и бури, повреждают зрею¬щие жатвы. В Малороссии рассказывают, что они ежегодно приходят на землю в то время, когда хлеб начинает колоситься и может служить им надежным убежищем. Называют их и гречухами — от гречи, в которой они любят прятаться. Мав¬ки стараются мстить живым людям за то, что до¬пустили их умереть некрещеными и лишили небес¬ного царства. В летнее время они плавают в ночные часы на поверхности рек, источников и озер и пле¬щутся водою, а на Русальную неделю бегают по полям и нивам с печальным возгласом: «мене маты породыла, нехрещену схороныла!» У гуцулов май¬ки — прекрасны, .стройны и резвы, носят тонкие, прозрачные платья и убирают свои длинные, распущенные по плечам косы весенними цветами. Они заботятся о благосостоянии полей и стад, и как только растают снега — являются в горы и доли¬ны, засевают травы и даруют урожай. Они вору¬ют по ночам лен, прядут кудели, ткут и белят по¬лотна, и вьют венки.
МАГУРЫ – волшебные девы, помощницы Валькирий; подают волшебное питье воинам, уставшим в бою.
МОРОВАЯ ДЕВА — причисляется болгарами к самодивам и самовилам (см. Самовилы).
МОРЯНА (Морская царевна, Царь-девица) — дева морских вод, дочь морского царя. Катается по морю в золотом челноке; блестящая красота ее так ослепительна, что на чудную деву нельзя взгля¬нуть сразу, а надо помалу приучить свои очи, иначе сомлеешь и сгинешь. В прекрасном образе Морской царевны или Царь-девицы сказки соче¬тают представления о богине Зоре и богине-громовнице. Большую часть времени плавает в глубинах моря, превратившись в рыбину, играет с дельфинами. Выходит на берег в тихие вечера, колышется на волнах, плещется, перебирает мор¬ские камешки-голыши. Когда поднимает шторм разгневанный царь морской, успокаивает его, уни¬мает бурю. В русских сказках Моряне близок образ Марьи Моревны. «Скоро-скоро забрезжит. И пойдет, осыпаясь, прощаться дикая роза — друг-поводырь. Легкий ветер уж веет. Там Моряна волны колышет» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
МРАЧЕНКА — облачная дева, олицетворение черной тучи. В летнее время Мраченка выходит из колодцев и возносится к облакам, неся с собой воду, которою потом орошают землю, и тем самым даруют урожай.
ОБИДА — облачная дева, которая плескалась на синем море лебедиными крыльями. «.Въстала Обида в силах Дажъбога внука, вступилъ девою на землю Трояню, въплескала лебедиными крылы на синем море, у Дону плещущи» («Сло¬во о полку Игореве»). Название Обида согла¬суется с теми собственными именами, какие при¬даны небесным воинственным девам, например, Распря, Победа и пр.
ПОЛУДНИЦЫ — тождественны с солнцевыми девами и белыми женами; в полдень показываются у колодцев и расчесывают свои длинные косы. В южной части Сибири знают под этим именем ми¬фическую старуху с густыми, всклоченными волосами, одетую в лохмотья; она живет в бане или в кустах крапивы и оберегает огороды от шаловли-вых детей. В Архангельской губернии Полудница — охранительница полей, засеянных рожью: «Полудница во ржи, покажи рубежи, куда хошь побежи! » Рассказывают о лесных полуденицах, ко¬торые в полдень летают в крутящихся вихрях и воруют маленьких детей. Полудница носит белое платье и от двенадцати до двух часов ходит по нивам, держа в руке серп, останавливаясь неожи¬данно перед тем, кто замешкается в полдень на полевой работе, она начинает подробно расспра¬шивать: как обрабатывается лен и приготавливает¬ся пряжа и полотно.
Hosted by uCoz