СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"

ПОДМЕНЫШ — иногда вместо похищенного дитя мары подкладывают своего ребенка. Такой подменыш отличается злым характером: он кова¬рен, дик, необыкновенно силен, прожорлив и крик¬лив, радуется всякой беде, не произносит ни слова — пока не будет вынужден к тому какою-либо угрозою или хитростью, и тогда голос его звучит как у старика. Где он поселяется, тому дому приносит несчастья: скот заболевает, жилье ветшает и разваливается, предприятия не удаются. Он имеет склонность к музыке, что обнаруживается и быст¬рыми успехами его в этом искусстве, и чудесною силою его игры: когда он играет на каком-нибудь инструменте, то все — и люди, и животные, и даже неодушевленные вещи предаются неудержи¬мой пляске. Чтобы узнать, действительно ли ребе-нок подменен, надо развести огонь и кипятить воду в яичной скорлупе, тогда подменыш восклицает: «Я стар, как древний лес, а не видал еще, что¬бы варили в скорлупе яйца!» — и вслед затем исчезает.
ПОЛЕВОЙ — дух, приставленный охранять хлеб¬ные поля. Внешний облик полевика в народной мифологии смутен. В некоторых местах представ¬ляется в виде уродливого, маленького человечка. Относительно доброго, но проказливого нрава, полевик имеет много общего с домовым, но по харак¬теру самих проказ он напоминает лешего: так же сбивает с дороги, заводит в болото и в особеннос¬ти потешается над пьяными пахарями. У полевиков в отличие от прочей нечисти, любимое время — полдень. Как все нечистые духи, полевики — взя¬точники, гордецы и капризники. «Другой стари¬чок — процвел в безбрежной степи посреди ковыля, где и журавли, и драхвы с головами хоронятся и верховного латника с копьем вмес-те не видно: там закопал себя старичок в зем¬лю по пояс и терпит, как его гложет сыпучий червь, а сам кушает только козявочек, которые сами ему в рот ползут; и этот пустынник на¬зывается старик Полевик, а веку ему пятьсот годов» из «Час воли божьей»).
ПОЛЕВОЙ ДЕД (полевик, гречуха, жыцень) — житный дух; в летнюю половину года обитает на нивах. Когда хлеб поспеет и поселяне начина¬ют жать или косить его, полевик бежит от взма¬хов серпа и косы и прячется в тех колосьях, ко-торые еще остаются на корню; вместе с последне-срезанными колосьями он попадается в руки жнеца и в последнем дожиночном снопу приносится на гумно или в дом земледельца. Этот сноп наряжают куклою и ставят его на почетном месте, под образами. Верят, что пребывание ее в доме приносит хозяину, его семье и житницам божье благословенье.
ПОЛИСУН (Лисун, Лисовик) — властелин ле¬сов, которого народная фантазия изображает мох¬натым и с козлиными ногами. Тождественен волчье¬му пастырю.
ПОПУТНИК — дух, способствующий челове¬ческим делам, их успеху.
ПРИВИДЕНИЕ (призрак) — душа умершего или отсутствующего существа, которая может привидеться живому человеку. Обычное место оби¬тания — в заброшенных домах и на кладбищах или в лесу, рядом с охраняемым кладом. Может прийти в дом к человеку и требовать от него каких-либо услуг. Привидение прозрачно, оно не отбрасывает тени. Единственная возможность спастись от него — бежать без оглядки, если обернешься — умрешь.
ПРОКУДЫ — одно из прозваний домовых ду¬хов; плуты, неслухи, проказники.
ПУЩЕВИК — лесной дух, живущий в непро¬ходимой пуще. «Всякое движение здесь, кажет¬ся, замерло; всякий крик пугает, до дрожи и му¬рашек в теле. Колеблемые ветром древесные стволы трутся один о другой и скрипят с та¬кой силой, что вызывают у наблюдателя ост¬рую ноющую боль под сердцем. Здесь чувство тягостного одиночества и непобедимого ужаса постигает всякого, какие бы усилия он над собой ни делал. Здесь всякий ужасается своего ничто¬жества и бессилия» (С.В. Максимов. «Нечис¬тая, неведомая и крестная сила»).
РЖАНИЦА — дух, живущий на полосах ржи. Все растительное царство представлялось древне¬му человеку воплощением стихийных духов, кото¬рые, соединяя свое бытие с деревьями, кустарни¬ками и травами (облекаясь в их зеленые одежды), чрез то самое получали характер лесных, полевых или житных гениев.
Hosted by uCoz