Книга \"Славяне\"
— Из собаки сделала, мудрено меня сделала ведьма: ощени¬лась наша собака Шумка — Шумку волки съели! — взяла ведьма место — там, где ще¬нята у Шумки лежали, пошептала, перета¬щила в избу в задний угол под печку, а через семь дней я на белый свет и вышел. Я — Коловертыш, вроде собачьего сына...» (А.М. Ре¬мизов. «Сказки»).
КОРГОРУШИ (коловерши) — в восточносла¬вянской мифологии помощники домового; видом похожи на кошек, чаще всего черной масти, отсюда такая нелюбовь и страх при виде черной кошки. Со¬гласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других домов, воруя из-под носа нерадивого соседа-дворового. Из-за этого чаще всего и ссорятся дворовые. Во время этих ссор коргоруши колобродят, бьют посуду, пе¬реворачивают в доме все вверх дном.
КРИКСЫ-ВАРАКСЫ — мифическое существо, олицетворение детского крика. Если ребенок кри¬чит, надо нести его в курник и, качая, приговари¬вать: «Криксы-вараксы! идите вы за крутые горы, за темные лесы от младенца такого-то». Крикса — плакса. Варакса — пустомеля. «Криксы-вараксы скакали из-за крутых гор, лезли к попу в огород, оттяпали хвост попову кобелю, зате¬сались в малинник, там подпилили собачий хвост, играли с хвостом» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
КУРЕНТ — бес. Однажды человек-исполин и Курент поспорили между собой, кому из них об¬ладать белым светом. Долго боролись они, изры¬ли ногами всю землю и сделали ее такою, какова она теперь: где прежде были широкие равнины, там появились высокие горы и глубокие пропас¬ти. Ни тот, ни другой не осилил противника. Тогда Курент взял виноградную лозу и стиснул так креп¬ко, что из нее ударило вино; этим вином он упоил человека в то самое время, когда тот сидел на высокой горе за божьим столом (здесь заложено иносказание, указующее на способ лишения силы белого человека через употребление алкоголя и курение). Вскоре воротил¬ся Бог и увидел человека, дремлющего за столом; разгневался Бог и сбросил его сильною рукою с горы вниз, отчего много лет лежал он разбитый и полумертвый. Когда человек оздоровел, сила его пропала: не мог он ни скакать через море, ни спускаться в глубь земли, ни восходить к небес-ному столу. Так завладел Курент светом и чело¬веком, и люди с той поры сделались слабы и малы (избавление человека от этих пороков вернет ему прежнюю силу и божественные способности). В некоторых областях это — лукавый и веселый бес, который игрой своей на гуслях и дудке исцеляет болезни и заставляет всех плясать без отдыха.
КУТНЫЙ БОГ — домовой (кут – угол).
ЛЕДАЩИЙ (лядащий) — дух соломы. Как и многие духи славянской мифологии, зимой леда¬щий спит. Просыпается только с приходом весны. В летнее время бодрствует и ждет конца лета, чтобы забраться в свежую кучу соломы и уснуть (является олицетворением зимнего усыпания природы, растительного мира; сонливого и ленивого человека иногда называют его именем). Никто его никогда не видел. Иногда только в жар¬кий полдень зашуршит кто-то в соломе, и послы¬шится чей-то вздох. «Из прошлогодней соломы закурлыкал лядащий — бес соломин, притру¬шенный теплой соломой. И откликнулся луг, загудел, и весь берег защелкал и заохал, и зааукал, застрекотал лес стрекозою» (А.М. Реми¬зов. «К Морю-Океану»).
ЛЕСАВКИ — лесные духи, родственники лесо¬вика, старики и старушки. Видом своим они похожи на ежат. Также как и лесовик, любят проказить и играть. Большую часть времени лесавки спят — бодрствуют они очень короткий период времени: с конца лета до середины осени. У олончан в их густых и непочатых лесах живут «лесные старики» или «отцы», которые сманивают в лес детей, но с какой целью держат их там и чем кормят — са¬мые сведующие люди сказать не могут. «Старич¬ки и старушки — Лесавки в прошлогодних листьях сидят, схватятся за руки, скачут по лесу, свистят на весь лес, без головы, без хвоста, ска¬чут, вот как свистят» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
ЛЕСНЫЕ ДУХИ — первоначально их пред¬ставляли в следующем виде: косматые существа с козлиными ногами, бородой и рогами, напоминаю¬щие собой сатиров и фавнов античного мира.
КОРГОРУШИ (коловерши) — в восточносла¬вянской мифологии помощники домового; видом похожи на кошек, чаще всего черной масти, отсюда такая нелюбовь и страх при виде черной кошки. Со¬гласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других домов, воруя из-под носа нерадивого соседа-дворового. Из-за этого чаще всего и ссорятся дворовые. Во время этих ссор коргоруши колобродят, бьют посуду, пе¬реворачивают в доме все вверх дном.
КРИКСЫ-ВАРАКСЫ — мифическое существо, олицетворение детского крика. Если ребенок кри¬чит, надо нести его в курник и, качая, приговари¬вать: «Криксы-вараксы! идите вы за крутые горы, за темные лесы от младенца такого-то». Крикса — плакса. Варакса — пустомеля. «Криксы-вараксы скакали из-за крутых гор, лезли к попу в огород, оттяпали хвост попову кобелю, зате¬сались в малинник, там подпилили собачий хвост, играли с хвостом» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
КУРЕНТ — бес. Однажды человек-исполин и Курент поспорили между собой, кому из них об¬ладать белым светом. Долго боролись они, изры¬ли ногами всю землю и сделали ее такою, какова она теперь: где прежде были широкие равнины, там появились высокие горы и глубокие пропас¬ти. Ни тот, ни другой не осилил противника. Тогда Курент взял виноградную лозу и стиснул так креп¬ко, что из нее ударило вино; этим вином он упоил человека в то самое время, когда тот сидел на высокой горе за божьим столом (здесь заложено иносказание, указующее на способ лишения силы белого человека через употребление алкоголя и курение). Вскоре воротил¬ся Бог и увидел человека, дремлющего за столом; разгневался Бог и сбросил его сильною рукою с горы вниз, отчего много лет лежал он разбитый и полумертвый. Когда человек оздоровел, сила его пропала: не мог он ни скакать через море, ни спускаться в глубь земли, ни восходить к небес-ному столу. Так завладел Курент светом и чело¬веком, и люди с той поры сделались слабы и малы (избавление человека от этих пороков вернет ему прежнюю силу и божественные способности). В некоторых областях это — лукавый и веселый бес, который игрой своей на гуслях и дудке исцеляет болезни и заставляет всех плясать без отдыха.
КУТНЫЙ БОГ — домовой (кут – угол).
ЛЕДАЩИЙ (лядащий) — дух соломы. Как и многие духи славянской мифологии, зимой леда¬щий спит. Просыпается только с приходом весны. В летнее время бодрствует и ждет конца лета, чтобы забраться в свежую кучу соломы и уснуть (является олицетворением зимнего усыпания природы, растительного мира; сонливого и ленивого человека иногда называют его именем). Никто его никогда не видел. Иногда только в жар¬кий полдень зашуршит кто-то в соломе, и послы¬шится чей-то вздох. «Из прошлогодней соломы закурлыкал лядащий — бес соломин, притру¬шенный теплой соломой. И откликнулся луг, загудел, и весь берег защелкал и заохал, и зааукал, застрекотал лес стрекозою» (А.М. Реми¬зов. «К Морю-Океану»).
ЛЕСАВКИ — лесные духи, родственники лесо¬вика, старики и старушки. Видом своим они похожи на ежат. Также как и лесовик, любят проказить и играть. Большую часть времени лесавки спят — бодрствуют они очень короткий период времени: с конца лета до середины осени. У олончан в их густых и непочатых лесах живут «лесные старики» или «отцы», которые сманивают в лес детей, но с какой целью держат их там и чем кормят — са¬мые сведующие люди сказать не могут. «Старич¬ки и старушки — Лесавки в прошлогодних листьях сидят, схватятся за руки, скачут по лесу, свистят на весь лес, без головы, без хвоста, ска¬чут, вот как свистят» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
ЛЕСНЫЕ ДУХИ — первоначально их пред¬ставляли в следующем виде: косматые существа с козлиными ногами, бородой и рогами, напоминаю¬щие собой сатиров и фавнов античного мира.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
Вперед >>