СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
Богов, которых считали своими предками, покровителями и воинственными защит¬никами племени, изображали с ярко выраженными мужскими атрибутами. По описанию Саксона, ку¬мир Ругевита был сделан из дуба и представлял чудовище с семью лицами, которые все были на шее и соединялись наверху в одном черепе. На поясе висело у него семь мечей с ножнами, а восьмой, обнаженный, держал он в правой руке своей. Деревянные куколки этого бога воины бра¬ли с собой, когда отправлялись в поход на лодиях. А большой деревянный идол стоял на возвышен-ности, угрожая врагам и защищая от всякой напа¬сти. Руевиту жертвовали перед походом и после, особенно если поход был удачным. Многоликость бога у древних славян обозначала его неуязвимость и всезоркость. «Над древними подьемляся дубами, /Он остров наш от недругов стерег; /В войну и мир равно честимый нами, /Он зорко вкруг глядел семью главами, /Наш Ругевит, непобедимый бог. /И мнили мы: «Жрецы твердят недаром, /Что если враг попрет его порог, /Он оживет, и вспыхнет взор пожаром, /И семь мечей подымет в гневе яром /Наш Ругевит, наш оскорбленный бог» (А.К. Толстой. «Ругевит»).
СВАРОГ — верховный владыка Вселенной, ро-доначальник прочих светлых богов или, как назы¬вали его славяне — великий, старый бог, прабог, в отношении к которому все другие стихийные бо¬жества представлялись его детьми, прибогами (т.е. младшими, от него происшедшими). От него роди¬лись боги-покровители солнца, молнии, облаков, ветров, огня и вод. «Между различными божествами, во влас¬ти которых состоят поля и леса, печали и на¬слаждения, славяне не отрицают и единого бога на небесах, повелевающего прочими. Он самый могущественный, заботится только о небесном; а прочие боги, исполняющие возложенные на них обязанности, происходят от его крови, и чем кто знатнее, тем ближе к этому богу богов» (Гельмольд). Сварог, как олицетворение неба, то озаренного солнечными лучами, то покрытого ту¬чами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня. Во мраке туч он возжигал пламя молний и таким образом являлся творцом небесно¬го огня; земной же огонь, по древнему преданию, был божественный дар, низведенный на землю в виде молнии. Далее: разбивая громовыми стрелами тучи, Сварог выводил из-за них ясное солнце или, выражаясь метафорическим языком древности, воз¬жигал светильник солнца, погашенный демонами тьмы; это картинное, поэтическое представление прилагалось и к утреннему солнцу, выходящему из-за черных покровов ночи, так как ночной мрак постоянно отождествлялся с потемняющими небо ту-чами. С восходом солнца, с возжением его светиль¬ника, соединялась мысль о его возрождении, и пото¬му Сварог есть божество, дающее жизнь Солнцу.
СВАРОЖИЧ — огонь, сын неба-Сварога (иногда славяне величают его Огнебожич). «В городе нет ничего, кроме храма, искусно постро¬енного из дерева... Стены его извне украшены чудесною резьбой, представляющей образы богов и богинь. Внутри же стоят рукотворные боги, страшно-одетые в шлемы и панцыри; на каж¬дом нарезано его имя. Главный из них Сварожич; все язычники чтут его и поклоняются ему бо¬лее прочих богов» (Свидетельство Дитмара). Храм этот, по свидетельству Дитмара, стоял в славянс¬ком городе Ретре, одни из трех ворот храма вели к морю и почитались недоступными для входа про¬стых людей. Происхождение земного огня припи-сывалось нашими предками богу гроз, который послал на землю небесное пламя в виде низрину¬той молнии.
СВЕНТОВИТ (Святовид)— бог неба и света у балтийских славян. Идол Свентовита стоял в святилище в го¬роде Арконе.
СВЯТИБОР — лесное божество у сербов. Имя его составлено из двух слов: «святой» и «бор». Подле Мерзебурга сербы посвятили ему лес, в котором под смертной казнию запрещено было рубить не только целое дерево, но даже и сучок.
СВЯТОВИТ (Световид) — божество, тожде¬ственное Диву и Сварогу. Это только различные прозвания одного и того же высочайшего суще¬ства. По свидетельству Саксона-грамматика в бо¬гатом арконском храме стоял огромный идол Святовита, выше роста человеческого, с четырьмя бородатыми головами на отдельных шеях, обра¬щенными в четыре разные стороны; в правой руке держал он турий рог, наполненный вином.
Hosted by uCoz