Книга \"Славяне\"
Есть три урисницы добрые и три злые, те и другие никогда не бывают согласны и ведут между собою вечную борьбу. Из трех доб¬рых урисниц первая дает младенцу ум и знание грамоты, вторая наделяет его здоровьем, красотою и даром слова, а последняя руководит его в про¬должении всей жизни, учит ремеслам и доставляет случаи разбогатеть. Показываясь взрослому чело¬веку, они предостерегают его от угрожающего несчастья. Всех урисниц много, они всегда юны и прекрасны и живут на небе; они нисходят за ду¬шой умирающего человека в туманах и вихрях. Большею частью урисницы являются в дом невидимо, но иным удавалось и видеть, и слышать их.
ФАРАОНКИ — в русском фольклоре название полурыб-полудев. Название связано с вторичным осмыслением традиционного образа русалки под влиянием легендарного цикла, сложившегося вок¬руг библейских мифов. Фараонки в русской деревянной резьбе, иногда сопровождаемые персона¬жами мужского пола — «фараонами», восприни¬мались как представители египетского воинства, пре¬следовавшего уходивших из Египта евреев и чу¬десно потопленного в водах Чермного моря. Согласно русской легенде, известной с XVI века, египетское войско в воде превратилось в полулюдей-полурыб, а их кони — в полуконей-полурыб.
ХОЛЕРА — существо, родственное с облачны¬ми девами. На Руси ее представляют старухою, с злобным, искаженным страданиями лицом. В Ма¬лороссии уверяют, что где она ни остановится пе¬реночевать — не останется там живых. В некото¬рых деревнях думают, что холера является из-за моря и что это три сестры, одетые в белые саваны.
ЧУДИНКО (пуганко) — относится к роду ки¬кимор. По поверью, Чудинко в виде маленькой куклы, тряпичной или деревянной, с целью наведе¬ния порчи на дом могли подложить под нижнее бревно дома при его строительстве. Избавиться от него можно только одним способом — уничтожив эту куклу. Крестьяне в этом случае, устав от про-каз Чудинки, тыкали вилами в нижние бревна дома, приговаривая: «Вот тебе, вот тебе за то-то и вот это».
ЧУМА-САМОДИВА (Моровая язва, юда-самовила, самодива. Куга, смертница, кума) — су¬щество, родственное с облачными девами, и по¬добно им, бывает доброй или злой. По рассказам болгар, она — вечно озлобленная, черная жена, посылающая на людей и животных огненные ядо¬витые стрелы. Чума может оборачиваться кош¬кою, лошадью, коровою, птицею и клубком пряжи; где она покажется — там начинают выть собаки, туда прилетает ворон или филин, и садясь на кровлю, криком своим предвещает беду. В од¬ном из сказании ее представляют огромной жен¬щиной в белой одежде (в саване), с растрепанны¬ми волосами. Своею костлявою рукою она веет на все четыре стороны красным (кровавым) или ог¬ненным платком — и вслед за взмахом ее платка все кругом вымирает. У сербов у Куги — козьи ноги. Блуждая по вечерам, она останавливается под окнами и пускает внутрь жилья свой злочестивый дух, отчего и погибает все семейство.
ЮДЫ-САМОВИЛЫ (юды, самодивы) — жены с длинными косами, живут в глубоких озерах и водоворотах; выходя на берег, они любят расчесы¬вать волосы, а если завидят кого в воде, то опле¬тают и удавливают его своими косами. Самодивы признаются за падших светлых ангелов; низверг¬нутые с неба, они населили воды, а иные остались в воздухе. Самодивы поют и пляшут по лугам и оставляют на траве большие круги, состоящие из узкой, убитой их ногами дорожки. Если человек, заслыша их пение, осмелится приблизиться к их хороводу, они или убивают его, или навсегда ли¬шают языка и памяти.
Словарь славянских богатырей
(включая эпоху христианства)
АЛЕША ПОПОВИЧ — мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Але¬ша попович — сын ростовского попа. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной сторо¬ны и находчивость, сметливость, хитроумие - с дру¬гой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, пося¬гает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда не только весе¬лы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богаты¬ри время от времени высказывают ему свое порица¬ние и осуждение.
ФАРАОНКИ — в русском фольклоре название полурыб-полудев. Название связано с вторичным осмыслением традиционного образа русалки под влиянием легендарного цикла, сложившегося вок¬руг библейских мифов. Фараонки в русской деревянной резьбе, иногда сопровождаемые персона¬жами мужского пола — «фараонами», восприни¬мались как представители египетского воинства, пре¬следовавшего уходивших из Египта евреев и чу¬десно потопленного в водах Чермного моря. Согласно русской легенде, известной с XVI века, египетское войско в воде превратилось в полулюдей-полурыб, а их кони — в полуконей-полурыб.
ХОЛЕРА — существо, родственное с облачны¬ми девами. На Руси ее представляют старухою, с злобным, искаженным страданиями лицом. В Ма¬лороссии уверяют, что где она ни остановится пе¬реночевать — не останется там живых. В некото¬рых деревнях думают, что холера является из-за моря и что это три сестры, одетые в белые саваны.
ЧУДИНКО (пуганко) — относится к роду ки¬кимор. По поверью, Чудинко в виде маленькой куклы, тряпичной или деревянной, с целью наведе¬ния порчи на дом могли подложить под нижнее бревно дома при его строительстве. Избавиться от него можно только одним способом — уничтожив эту куклу. Крестьяне в этом случае, устав от про-каз Чудинки, тыкали вилами в нижние бревна дома, приговаривая: «Вот тебе, вот тебе за то-то и вот это».
ЧУМА-САМОДИВА (Моровая язва, юда-самовила, самодива. Куга, смертница, кума) — су¬щество, родственное с облачными девами, и по¬добно им, бывает доброй или злой. По рассказам болгар, она — вечно озлобленная, черная жена, посылающая на людей и животных огненные ядо¬витые стрелы. Чума может оборачиваться кош¬кою, лошадью, коровою, птицею и клубком пряжи; где она покажется — там начинают выть собаки, туда прилетает ворон или филин, и садясь на кровлю, криком своим предвещает беду. В од¬ном из сказании ее представляют огромной жен¬щиной в белой одежде (в саване), с растрепанны¬ми волосами. Своею костлявою рукою она веет на все четыре стороны красным (кровавым) или ог¬ненным платком — и вслед за взмахом ее платка все кругом вымирает. У сербов у Куги — козьи ноги. Блуждая по вечерам, она останавливается под окнами и пускает внутрь жилья свой злочестивый дух, отчего и погибает все семейство.
ЮДЫ-САМОВИЛЫ (юды, самодивы) — жены с длинными косами, живут в глубоких озерах и водоворотах; выходя на берег, они любят расчесы¬вать волосы, а если завидят кого в воде, то опле¬тают и удавливают его своими косами. Самодивы признаются за падших светлых ангелов; низверг¬нутые с неба, они населили воды, а иные остались в воздухе. Самодивы поют и пляшут по лугам и оставляют на траве большие круги, состоящие из узкой, убитой их ногами дорожки. Если человек, заслыша их пение, осмелится приблизиться к их хороводу, они или убивают его, или навсегда ли¬шают языка и памяти.
Словарь славянских богатырей
(включая эпоху христианства)
АЛЕША ПОПОВИЧ — мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Але¬ша попович — сын ростовского попа. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной сторо¬ны и находчивость, сметливость, хитроумие - с дру¬гой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, пося¬гает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда не только весе¬лы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богаты¬ри время от времени высказывают ему свое порица¬ние и осуждение.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
Вперед >>