СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
Коровья Смерть нередко принимает на себя образ черной собаки или коровы и, разгуливая между стадами, заражает скот. В Томской губернии сибирская язва представлялась в виде высокого мохнатого челове¬ка, с копытами на ногах; он живет в горах и выхо¬дит оттуда, заслыша проклятья: «язви те!», «пятнай те!».
МОРСКИЕ ЛЮДИ (Фараоны) — на Украине о них говорят - «що половина чоловика, а по¬ловина риби». Когда волнуется море, на поверх¬ность его выплывают морские люди и поют пес¬ни. В других местах этих морских людей называют фараонами, смешивая старинное предание о моря¬нах с библейским сказанием о Фараоновом воин¬стве, потонувшем в волнах Черного моря. Рас¬сказывают, что люди эти — с рыбьими хвостами и что они обладают способностью предсказывать будущее.
МОХОВОЙ — крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху, наказывает тех, кто собирает ягоды в неурочное время. Моховой обхо¬дит всякого, углубившегося в чащу. Он либо заве¬дет в такое место, из которого трудно выбраться, либо заставит кружить по лесу на одном и том же месте. Обычно моховой не ведет людей на поги¬бель, а лишь вымучит, да и отпустит.
НАВЬ (навье, навы) — изначально – нижний мир в славянском трехуровневом мировосприятии. В поздней славянской мифологии воплощение смерти. В старинных русских памят¬никах навье — мертвец. Родственное имя само¬стоятельного божества есть в списке польских бо¬гов. У других славянских народов это — целый класс мифологических существ, связанных со смер¬тью. В Галиции существует предание о счастливом народе «рахмане», живущим за черными морями. В южной Руси этот народ называют навы, празднуемый ими Велик день — навьский или русаль¬ный. Болгарские нави — злые духи, двенадцать колдуний, которые сосут кровь у родильниц. У болгар также мальчики мертворожденные или умер¬шие без крещения становятся духами-навяками. «В Навий день, на Радуницу, справляли здесь «оклички» покойников» (П.И. Мельников-Печерский. «В лесах»).
НЕЖИТЬ — существа без плоти и души – все, что не живет человеком, но имеет человеческий облик. Слово это образовалось от глагола «жить» с отрицательной частицею «не» и по значению сво¬ему прямо соответствует Моране (смерти) и по¬вальным болезням, известным у славян под общим названием мора. Нежить многолика. Характерна русская пословица: «У нежити своего облика нет, она ходит в личинах». Многие имена собствен¬ные у персонажей, относящихся к нежити, связа¬ны с местом их обитания: леший, полевик, омутник и т.д. К внешним характеристическим признакам относятся аномальные (для человека) проявления: сиплый голос, вой, скорость перемещения, смена обличия. Отношение нежити к людям неоднознач¬но: есть злокозненные демоны, есть и доброхоты. «Вот обогнул Нежит старую ель и бредет — колыбаются синие космы. Подвигается тихо, толчет грязи по мху и болоту, хлебнул болот¬ной водицы, поле идет, другое идет, неприкаян¬ный Нежит, без души, без обличья. То он пере¬ступит медведем, то утишится тише тихой скотины, то перекинется в куст, то огнем про-жигает, то как старик сухоногий — берегись, исказнит! — то разудалым мальцом и уж опять, как доска, вон он — пугало пугалом» (А.М. Ре¬мизов. «К Морю-Океану»).
НИКОЛА (Микола) — название духа, позднее восшедшее к святому Николаю (греческий Николай – от «Ника» и «лаос» - победитель народов), который в народе считается покровителем всех тружеников. У юж¬ных славян Никола - лесной дух, свободно живущий в лесу (ни кола...). «И сойдет Никола милостив и снесет железа и поставит от земли до небес и запрет тремя ключами по-золоченными, и те ключи бросит в окиян-море; (в окиян-море) лежит камень-алатырь: тебе бы каменю не отлежаться, а вам ключам не выплы¬вать по мое слово» (заклинание).
НОЧКИ (нички) — женские мифические суще¬ства, которые в ночное время, особенно по пятни¬цам, стучат и шалят в избах; бабы боятся, чтобы они не выпряли весь лен, и прячут от них свои кудели. Тождественны марухам.
НОЧНИЦЫ (криксы) — ночные духи-демоны.
Hosted by uCoz