СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
молния или боже¬ство грома Перун.
ИВАН ДУРАК (Иванушка Дурачок) — изначально мифо¬логизированный персонаж русских волшебных ска¬зок. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов библейского адепта, а практического разума, но опирающегося на поиск собствен-ных решений или божественных подсказок (в старославянском эпосе означало «вернувшийся от бога»), часто противоречащих «здравому» смыс¬лу, но, в конечном счете приносящих успех: «Наш Иван тут стал не Иван-дурак, а Иван — цар¬ский зять; оправился, очистился, молодец мо-лодцом стал, не стали люди узнавать!» (А.Н. Афанасьев. Народные русские сказки). Социальный статус его обычно низкий: он — крестьянский сын или просто сын старика и старухи, или старухи-вдовы. Нередко подчеркивается бедность, которая вынуждает его идти «в люди», наниматься на служ¬бу. Но в большей части сказок ущербность его не в бедности, а в лишенности разума, наконец, в том, что он последний, третий, самый младший брат, чаще всего устраненный от каких-либо «по¬лезных» дел. Алогичность Ивана Дурака, его от¬каз от «ума», причастность его к особой «заум¬ной» (соответственно — поэтической) речи напоминает ведущие характеристики юродивых, яв¬ления, получившего особое развитие в русской ду¬ховной христианской традиции.
ИВАН ЦАРЕВИЧ (Иван Королевич) — ми-фологизированный образ главного героя русских народных сказок. Его деяния — образец достиже¬ния наивысшего успеха. Универсальность образа в том, что он — «Иван», т.е. любой человек, не имеющий каких-либо сверхъестественных исходных преимуществ; одновременно «Иван» и «первочеловек», основатель культурной традиции. В целом Иван Царевич может быть соотнесен с образом мифологического героя, прошедшего через смерть, обретшего новую жизнь, с сюжетом глубинной связи умирания и возрождения.
КАРАВАИ (коровай) — в восточнославянской мифологии и ритуалах обрядовый круглый хлеб с украшениями и мифологическое существо, символ плодородия. По словам белорусской песни, «Сам Бог коровай месить»: пекущие просят Бога спус¬титься с неба, чтобы помочь им месить и печь.
КИЙ — в восточнославянской мифологии герой. Согласно легенде (в «Повести временных лет»). Кий с младшими братьями Щеком и Хоривом — осно¬ватель Киева: каждый основал поселение на одном из трех киевских холмов, что имеет подтверждение в топонимике города. Возможно, имя его проис¬ходит от обозначения божественного кузнеца, со¬ратника громовержца в его поединке со змеем.
КИСЕК — один из мифологических прародите¬лей русских.
КИТЕЖ (Китеж-град, Кидиш) — в русских ле¬гендах город, чудесно спасшийся от завоевателей во время монголо-татарского нашествия XIII века. При приближении Батыя Китеж стал невидимым и опустился на дно озера Светлояр. Легенда о Китеже, по-видимому, восходит к устным преда¬ниям эпохи доордынского ига. Впоследствии была «скорректирована» и привязана к поздним событиям. В пользу этого говорит то, что она особенно распространена у старообрядцев, причем Китежу придавался характер убежища последова¬телей старой веры. В утопических легендах Китеж считался населенным праведниками, нечестивцы туда не допускались, в городе царила социальная спра¬ведливость. «Сказания о Китеже включали рассказы о людях, давших обет уйти в Китеж и писавших оттуда письма о колокольном звоне, который можно услышать на берегу озера. Ки¬тежу придавался характер убежища последова¬телей старой веры» (А.В. Чернецов).
КИТОВРАС — персонаж древнерусских книж¬ных легенд эпохи распространения христианства, скорее всего, производное от греко-семитского кентавра. Упоминается в XIV веке в рукопис¬ных текстах как чудовище-кентавр, иногда с кры¬льями. В большинстве случаев Китоврас, по желанию, помогает царю Соломону строить храм, состязает¬ся с ним в мудрости. В некоторых вариантах ле¬генд Китоврас наделен чертами оборотня — днем он правит людьми, а ночью оборачивается зверем и становится царем зверей. «Легенды о Соломоне и Китоврасе получили на Руси самостоятель¬ное развитие.
Hosted by uCoz