Книга \"Славяне\"
молния или боже¬ство грома Перун.
ИВАН ДУРАК (Иванушка Дурачок) — изначально мифо¬логизированный персонаж русских волшебных ска¬зок. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов библейского адепта, а практического разума, но опирающегося на поиск собствен-ных решений или божественных подсказок (в старославянском эпосе означало «вернувшийся от бога»), часто противоречащих «здравому» смыс¬лу, но, в конечном счете приносящих успех: «Наш Иван тут стал не Иван-дурак, а Иван — цар¬ский зять; оправился, очистился, молодец мо-лодцом стал, не стали люди узнавать!» (А.Н. Афанасьев. Народные русские сказки). Социальный статус его обычно низкий: он — крестьянский сын или просто сын старика и старухи, или старухи-вдовы. Нередко подчеркивается бедность, которая вынуждает его идти «в люди», наниматься на служ¬бу. Но в большей части сказок ущербность его не в бедности, а в лишенности разума, наконец, в том, что он последний, третий, самый младший брат, чаще всего устраненный от каких-либо «по¬лезных» дел. Алогичность Ивана Дурака, его от¬каз от «ума», причастность его к особой «заум¬ной» (соответственно — поэтической) речи напоминает ведущие характеристики юродивых, яв¬ления, получившего особое развитие в русской ду¬ховной христианской традиции.
ИВАН ЦАРЕВИЧ (Иван Королевич) — ми-фологизированный образ главного героя русских народных сказок. Его деяния — образец достиже¬ния наивысшего успеха. Универсальность образа в том, что он — «Иван», т.е. любой человек, не имеющий каких-либо сверхъестественных исходных преимуществ; одновременно «Иван» и «первочеловек», основатель культурной традиции. В целом Иван Царевич может быть соотнесен с образом мифологического героя, прошедшего через смерть, обретшего новую жизнь, с сюжетом глубинной связи умирания и возрождения.
КАРАВАИ (коровай) — в восточнославянской мифологии и ритуалах обрядовый круглый хлеб с украшениями и мифологическое существо, символ плодородия. По словам белорусской песни, «Сам Бог коровай месить»: пекущие просят Бога спус¬титься с неба, чтобы помочь им месить и печь.
КИЙ — в восточнославянской мифологии герой. Согласно легенде (в «Повести временных лет»). Кий с младшими братьями Щеком и Хоривом — осно¬ватель Киева: каждый основал поселение на одном из трех киевских холмов, что имеет подтверждение в топонимике города. Возможно, имя его проис¬ходит от обозначения божественного кузнеца, со¬ратника громовержца в его поединке со змеем.
КИСЕК — один из мифологических прародите¬лей русских.
КИТЕЖ (Китеж-град, Кидиш) — в русских ле¬гендах город, чудесно спасшийся от завоевателей во время монголо-татарского нашествия XIII века. При приближении Батыя Китеж стал невидимым и опустился на дно озера Светлояр. Легенда о Китеже, по-видимому, восходит к устным преда¬ниям эпохи доордынского ига. Впоследствии была «скорректирована» и привязана к поздним событиям. В пользу этого говорит то, что она особенно распространена у старообрядцев, причем Китежу придавался характер убежища последова¬телей старой веры. В утопических легендах Китеж считался населенным праведниками, нечестивцы туда не допускались, в городе царила социальная спра¬ведливость. «Сказания о Китеже включали рассказы о людях, давших обет уйти в Китеж и писавших оттуда письма о колокольном звоне, который можно услышать на берегу озера. Ки¬тежу придавался характер убежища последова¬телей старой веры» (А.В. Чернецов).
КИТОВРАС — персонаж древнерусских книж¬ных легенд эпохи распространения христианства, скорее всего, производное от греко-семитского кентавра. Упоминается в XIV веке в рукопис¬ных текстах как чудовище-кентавр, иногда с кры¬льями. В большинстве случаев Китоврас, по желанию, помогает царю Соломону строить храм, состязает¬ся с ним в мудрости. В некоторых вариантах ле¬генд Китоврас наделен чертами оборотня — днем он правит людьми, а ночью оборачивается зверем и становится царем зверей. «Легенды о Соломоне и Китоврасе получили на Руси самостоятель¬ное развитие.
ИВАН ДУРАК (Иванушка Дурачок) — изначально мифо¬логизированный персонаж русских волшебных ска¬зок. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов библейского адепта, а практического разума, но опирающегося на поиск собствен-ных решений или божественных подсказок (в старославянском эпосе означало «вернувшийся от бога»), часто противоречащих «здравому» смыс¬лу, но, в конечном счете приносящих успех: «Наш Иван тут стал не Иван-дурак, а Иван — цар¬ский зять; оправился, очистился, молодец мо-лодцом стал, не стали люди узнавать!» (А.Н. Афанасьев. Народные русские сказки). Социальный статус его обычно низкий: он — крестьянский сын или просто сын старика и старухи, или старухи-вдовы. Нередко подчеркивается бедность, которая вынуждает его идти «в люди», наниматься на служ¬бу. Но в большей части сказок ущербность его не в бедности, а в лишенности разума, наконец, в том, что он последний, третий, самый младший брат, чаще всего устраненный от каких-либо «по¬лезных» дел. Алогичность Ивана Дурака, его от¬каз от «ума», причастность его к особой «заум¬ной» (соответственно — поэтической) речи напоминает ведущие характеристики юродивых, яв¬ления, получившего особое развитие в русской ду¬ховной христианской традиции.
ИВАН ЦАРЕВИЧ (Иван Королевич) — ми-фологизированный образ главного героя русских народных сказок. Его деяния — образец достиже¬ния наивысшего успеха. Универсальность образа в том, что он — «Иван», т.е. любой человек, не имеющий каких-либо сверхъестественных исходных преимуществ; одновременно «Иван» и «первочеловек», основатель культурной традиции. В целом Иван Царевич может быть соотнесен с образом мифологического героя, прошедшего через смерть, обретшего новую жизнь, с сюжетом глубинной связи умирания и возрождения.
КАРАВАИ (коровай) — в восточнославянской мифологии и ритуалах обрядовый круглый хлеб с украшениями и мифологическое существо, символ плодородия. По словам белорусской песни, «Сам Бог коровай месить»: пекущие просят Бога спус¬титься с неба, чтобы помочь им месить и печь.
КИЙ — в восточнославянской мифологии герой. Согласно легенде (в «Повести временных лет»). Кий с младшими братьями Щеком и Хоривом — осно¬ватель Киева: каждый основал поселение на одном из трех киевских холмов, что имеет подтверждение в топонимике города. Возможно, имя его проис¬ходит от обозначения божественного кузнеца, со¬ратника громовержца в его поединке со змеем.
КИСЕК — один из мифологических прародите¬лей русских.
КИТЕЖ (Китеж-град, Кидиш) — в русских ле¬гендах город, чудесно спасшийся от завоевателей во время монголо-татарского нашествия XIII века. При приближении Батыя Китеж стал невидимым и опустился на дно озера Светлояр. Легенда о Китеже, по-видимому, восходит к устным преда¬ниям эпохи доордынского ига. Впоследствии была «скорректирована» и привязана к поздним событиям. В пользу этого говорит то, что она особенно распространена у старообрядцев, причем Китежу придавался характер убежища последова¬телей старой веры. В утопических легендах Китеж считался населенным праведниками, нечестивцы туда не допускались, в городе царила социальная спра¬ведливость. «Сказания о Китеже включали рассказы о людях, давших обет уйти в Китеж и писавших оттуда письма о колокольном звоне, который можно услышать на берегу озера. Ки¬тежу придавался характер убежища последова¬телей старой веры» (А.В. Чернецов).
КИТОВРАС — персонаж древнерусских книж¬ных легенд эпохи распространения христианства, скорее всего, производное от греко-семитского кентавра. Упоминается в XIV веке в рукопис¬ных текстах как чудовище-кентавр, иногда с кры¬льями. В большинстве случаев Китоврас, по желанию, помогает царю Соломону строить храм, состязает¬ся с ним в мудрости. В некоторых вариантах ле¬генд Китоврас наделен чертами оборотня — днем он правит людьми, а ночью оборачивается зверем и становится царем зверей. «Легенды о Соломоне и Китоврасе получили на Руси самостоятель¬ное развитие.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
Вперед >>