СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"

ЛЕД — этому божеству славяне молились об успехе в сражениях, он почитался правителем во¬инских действий и кровопролитий. Это свирепое божество изображалось в виде страшного воина, вооруженного в славянскую броню, или всеоружие. При бедре меч, копье и щит в руке. У него были свои храмы. Собираясь в поход против не¬приятелей, славяне молились ему, прося помощи и обещая в случае удачи в воинских действиях обильные жертвы. Вероятно, это божество боль¬ше, чем другие первостепенные боги, получало кровавых жертв во время войны.
ЛЕЛЯ (Лелия, Лелио, Лель, Ляля) — боже¬ство весны и молодости из свиты Лады, побуж¬дающее природу к оплодотворению, а человека к брачным союзам. Он старший сын Лады, сила его состояла в воспламенении любви. Иногда изображался он в виде златовласого пламенного кры¬латого младенца. Он метал из рук искры, воспла¬меняя любовь. По молодости лет своих, Лель порой просто забавляется любовью, хотя делает это из добрых побуждений — для него это весе¬лая игра. Появляется Лель весной, живет вместе со своим младшим братом Полелем (после Леля) в лесу. Вместе они вы¬ходят утром встречать Ярило. Свирель Леля мож¬но услышать в Купальскую ночь. «К нему деви¬цы ходят /Красавицы, и по головке гладят, /В глаза глядят, ласкают и целуют./И Лелюшком и Лелем называют, /Пригоженьким и ми¬леньким» (А.Н. Островский. «Снегурочка»). Целый ряд записей говорит о Леле в женском роде. Например, в белорусской заклинательной песни: «Дай нам житцу да пшаницу, /Ляля. Ляля, наша Ляля!»
МЕРЦАНА (Марцана) — богиня жатвы. Пер¬воначально под этим именем славяне подразумева¬ли зарю, потом грозовые сполохи. Заря выходит иногда ночью резвиться над нивами, порхая над созревающими колосьями. Верили, что зарница способствует большому оби¬лию и скорейшему созреванию жатв, а потому мо¬лили богиню об урожае хлеба. Изображалась с венком из колосьев; как Заря, румяна и в златобагряной одежде, состоящей из обширного покрова или фаты, прикрывающей голову и приколотой у груди или простирающейся до земли.
МОКОШЬ (Макоша, Макеша) — одна из глав¬ных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна. Имя ее составлено из двух частей: «ма» — мать и «кошь» — кош (стан), кошелка, корзина, кошара. Мокошь — мать наполненных кошей, мать хоро¬шего урожая. Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, пода¬тельница благ. Урожай каждый год определяет жребий, судьба, поэтому ее еще почитали как бо¬гиню судьбы. Обязательный атрибут при ее изоб¬ражении — рог изобилия. Эта богиня связывала отвлеченное понятие судьбы с конкретным поняти¬ем изобилия, покровительствовала домашнему хо¬зяйству, стригла овец, пряла, наказывала неради¬вых. Конкретное понятие «пряха» связывалось с метафорическим: «прядение судьбы». Мокошь по¬кровительствовала браку и семейному счастью. Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: по¬верья запрещают оставлять кудель, «а то Макоша опрядет». Непосредственным продолжением обра¬за Макоши в христианстве стала Параскева Пятница. Поскольку в ее распоряжении были все плоды земные, она ведала и судьбой урожая, т.е. распределением про¬дуктов, сырья, предметов ремесленного производ¬ства. Именно она хозяйствовала на торгу, покро¬вительствовала торговле. В Новгороде в 1207 году была выстроена церковь Параскевы Пятницы на Торгу, такие же храмы были возведены в XII-XIII вв. в Чернигове, Москве в торговом и охот¬ном ряду. Мокошь — единственное женское божество, чей идол стоял на вершине холма в пантеоне князя Владимира. «И нача къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры на хълме въне двора теремъного: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат, и Хърса, и Дажьбога, и Стрибога, и Съмарьгла, и Макошъ» (источники ХII-ХIV вв.). У некоторых северных племен Мо¬кошь — холодная недобрая богиня. «На прибой¬ном сыром берегу вещая Мокуша, охраняя мол-нийный огонь, щелкала всю ночь веретеном, пряла горящую нить из священных огней» (А.М.
Hosted by uCoz