СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
Кто найдет одолень-траву, тот «вельми себе талант обрящет на земли»; отвар ее помо¬гает от зубной боли и отравы (растительного яда), и сверх того признается за любовный напиток. «А во тьме белые томновали по лугу девки-пустоволоски да бабы-самокрутки, поливали одолень-траву» (А.М. Ре¬мизов. «Сказки»).
ОКРУТНИКИ — люди, наряженные по свя¬точному, одетые в мохнатые шкуры или выворо¬ченные тулупы.
ОЛЕГ — первый исторически достоверный ки¬евский князь. С 879 г. правил в Новгороде, с 882 г. — в Киеве. С именем Олега связан удач¬ный поход в Византию 907 г. и выгодный дого¬вор с греками 911 г. Вскоре после подписания договора Олег умер по одной версии в Киеве, по другой — на Севере, по третьей, привлекавшей впоследствии внимание писателей, — за морем от укуса змеи. Повествование об Олеге помещено в «Повести временных лет». «Так вот где таи¬лась погибель моя! /Мне смертию кость угро¬жала!» /Из мертвой главы гробовая змея / Шипя между тем выползала; /Как черная лен¬та, вкруг ног обвилась, /И вскрикнул внезапно ужаленный князь» (А.С. Пушкин «Песнь о ве¬щем Олеге»).
ОРЕЙ — мифологический прародитель русских; возможно, его имя происходит от «арий» — «землянин, па-харь». Отец Кия, Щека и Хорива.
ПЕКЛО (преисподняя) — в славянской мифологии периода раннего христианства - ад, преис¬подняя (от глагола «печь», «пеку» и равно озна¬чает и «смолу», которая гонится через жжение смолистых деревьев, и «геенское пламя»). Христиане полагают пекло под землею, куда надо спус-каться через разинутую адскую пасть, подобную глубокому, извергающему страшное пламя колод¬цу. Простолюдины считали, что душа во время «обмиранья» (летаргии) странствует по пеклу и видит там адские муки. В народных сказках ге¬рои, отправляясь на тот свет, нисходят туда через глубокую яму. «Раз, за какую вину, ей-богу, уже и не знаю, только выгнали одного черта из пек¬ла». — «Как же, кум? — прервал Черевик. — как же могло это статься, чтобы черта выг¬нали из пекла?» — « ...Вот черту бедному так стало скучно, так скучно по пекле, что хоть до петли» (Н.В. Гоголь. «Сорочинская ярмарка»).
ПЕРЕЛЕТ-ТРАВА — одно из названий Перунова цвета; оно придано ему ради той неуловимой быстроты, с которою ударяет молния. Цвет ее си¬яет радужными красками, и ночью в полете своем он кажется падучей звездочкой. Счастлив, кто су¬меет добыть этот прекрасный цветок: все желания его будут немедленно исполнены.
ПЕСИГОЛОВЦЫ (песьи головы) — исполины с человеческими телами и собачьими головами. Часто эти одноглазые чудовища встречаются в славянских сказках и легендах христианского периода. Можно предположить, что воины некоторых славянских и прибалтийских племен во время сражений надевали волчьи и собачьи шку¬ры с головами поверх шлемов, для устрашения своих врагов. Оттого и неприятелей-кочевников на Руси назы¬вали песиголовцами. «На лугу, на лужайке схо¬дились в хороводы Ведьмины детки — куцые курочки в острых хохолках. И, сцепившись но¬гами-руками, покатились клубком, как гаденыши, за Окаяшкой косматым одноглазые Песьи головы» (А.М. Ремизов).
ПЛАКУН-ТРАВА — весною, когда золотой ключ-молния отопрет замкнутое небо, появляются росы и дожди; Перунов цвет как низводитель этих дождей-слез получил название плакун-травы. До¬бывается она в Иванов день на ранней утренней заре; корень и цвет ее обладают великою силою: они смиряют нечистых духов, делают их послушными воле человека, уничтожают чары колдунов и ведьм, спасают от дьявольского искушения и всяких недугов. Плакун открывает клады и зас¬тавляет демонов плакать, т.е. заставляет тучи про¬ливать дождь.
ПОЛАЗНИК (положайник, палезник) — пер¬вый гость, который войдет в избу на Рождествен¬ский праздник, называется положайником; ему при¬писывают и все радости, и все беды, какие выпадают на долю хозяев и их семьи в течение целого года. Этот гость является таинственным представителем самого божества. Всякий хозяин заранее выбирает в положайники такого знакомо¬го, о котором думает, что он наверняка принесет ему счастье.
Hosted by uCoz