Книга \"Славяне\"
Кто найдет одолень-траву, тот «вельми себе талант обрящет на земли»; отвар ее помо¬гает от зубной боли и отравы (растительного яда), и сверх того признается за любовный напиток. «А во тьме белые томновали по лугу девки-пустоволоски да бабы-самокрутки, поливали одолень-траву» (А.М. Ре¬мизов. «Сказки»).
ОКРУТНИКИ — люди, наряженные по свя¬точному, одетые в мохнатые шкуры или выворо¬ченные тулупы.
ОЛЕГ — первый исторически достоверный ки¬евский князь. С 879 г. правил в Новгороде, с 882 г. — в Киеве. С именем Олега связан удач¬ный поход в Византию 907 г. и выгодный дого¬вор с греками 911 г. Вскоре после подписания договора Олег умер по одной версии в Киеве, по другой — на Севере, по третьей, привлекавшей впоследствии внимание писателей, — за морем от укуса змеи. Повествование об Олеге помещено в «Повести временных лет». «Так вот где таи¬лась погибель моя! /Мне смертию кость угро¬жала!» /Из мертвой главы гробовая змея / Шипя между тем выползала; /Как черная лен¬та, вкруг ног обвилась, /И вскрикнул внезапно ужаленный князь» (А.С. Пушкин «Песнь о ве¬щем Олеге»).
ОРЕЙ — мифологический прародитель русских; возможно, его имя происходит от «арий» — «землянин, па-харь». Отец Кия, Щека и Хорива.
ПЕКЛО (преисподняя) — в славянской мифологии периода раннего христианства - ад, преис¬подняя (от глагола «печь», «пеку» и равно озна¬чает и «смолу», которая гонится через жжение смолистых деревьев, и «геенское пламя»). Христиане полагают пекло под землею, куда надо спус-каться через разинутую адскую пасть, подобную глубокому, извергающему страшное пламя колод¬цу. Простолюдины считали, что душа во время «обмиранья» (летаргии) странствует по пеклу и видит там адские муки. В народных сказках ге¬рои, отправляясь на тот свет, нисходят туда через глубокую яму. «Раз, за какую вину, ей-богу, уже и не знаю, только выгнали одного черта из пек¬ла». — «Как же, кум? — прервал Черевик. — как же могло это статься, чтобы черта выг¬нали из пекла?» — « ...Вот черту бедному так стало скучно, так скучно по пекле, что хоть до петли» (Н.В. Гоголь. «Сорочинская ярмарка»).
ПЕРЕЛЕТ-ТРАВА — одно из названий Перунова цвета; оно придано ему ради той неуловимой быстроты, с которою ударяет молния. Цвет ее си¬яет радужными красками, и ночью в полете своем он кажется падучей звездочкой. Счастлив, кто су¬меет добыть этот прекрасный цветок: все желания его будут немедленно исполнены.
ПЕСИГОЛОВЦЫ (песьи головы) — исполины с человеческими телами и собачьими головами. Часто эти одноглазые чудовища встречаются в славянских сказках и легендах христианского периода. Можно предположить, что воины некоторых славянских и прибалтийских племен во время сражений надевали волчьи и собачьи шку¬ры с головами поверх шлемов, для устрашения своих врагов. Оттого и неприятелей-кочевников на Руси назы¬вали песиголовцами. «На лугу, на лужайке схо¬дились в хороводы Ведьмины детки — куцые курочки в острых хохолках. И, сцепившись но¬гами-руками, покатились клубком, как гаденыши, за Окаяшкой косматым одноглазые Песьи головы» (А.М. Ремизов).
ПЛАКУН-ТРАВА — весною, когда золотой ключ-молния отопрет замкнутое небо, появляются росы и дожди; Перунов цвет как низводитель этих дождей-слез получил название плакун-травы. До¬бывается она в Иванов день на ранней утренней заре; корень и цвет ее обладают великою силою: они смиряют нечистых духов, делают их послушными воле человека, уничтожают чары колдунов и ведьм, спасают от дьявольского искушения и всяких недугов. Плакун открывает клады и зас¬тавляет демонов плакать, т.е. заставляет тучи про¬ливать дождь.
ПОЛАЗНИК (положайник, палезник) — пер¬вый гость, который войдет в избу на Рождествен¬ский праздник, называется положайником; ему при¬писывают и все радости, и все беды, какие выпадают на долю хозяев и их семьи в течение целого года. Этот гость является таинственным представителем самого божества. Всякий хозяин заранее выбирает в положайники такого знакомо¬го, о котором думает, что он наверняка принесет ему счастье.
ОКРУТНИКИ — люди, наряженные по свя¬точному, одетые в мохнатые шкуры или выворо¬ченные тулупы.
ОЛЕГ — первый исторически достоверный ки¬евский князь. С 879 г. правил в Новгороде, с 882 г. — в Киеве. С именем Олега связан удач¬ный поход в Византию 907 г. и выгодный дого¬вор с греками 911 г. Вскоре после подписания договора Олег умер по одной версии в Киеве, по другой — на Севере, по третьей, привлекавшей впоследствии внимание писателей, — за морем от укуса змеи. Повествование об Олеге помещено в «Повести временных лет». «Так вот где таи¬лась погибель моя! /Мне смертию кость угро¬жала!» /Из мертвой главы гробовая змея / Шипя между тем выползала; /Как черная лен¬та, вкруг ног обвилась, /И вскрикнул внезапно ужаленный князь» (А.С. Пушкин «Песнь о ве¬щем Олеге»).
ОРЕЙ — мифологический прародитель русских; возможно, его имя происходит от «арий» — «землянин, па-харь». Отец Кия, Щека и Хорива.
ПЕКЛО (преисподняя) — в славянской мифологии периода раннего христианства - ад, преис¬подняя (от глагола «печь», «пеку» и равно озна¬чает и «смолу», которая гонится через жжение смолистых деревьев, и «геенское пламя»). Христиане полагают пекло под землею, куда надо спус-каться через разинутую адскую пасть, подобную глубокому, извергающему страшное пламя колод¬цу. Простолюдины считали, что душа во время «обмиранья» (летаргии) странствует по пеклу и видит там адские муки. В народных сказках ге¬рои, отправляясь на тот свет, нисходят туда через глубокую яму. «Раз, за какую вину, ей-богу, уже и не знаю, только выгнали одного черта из пек¬ла». — «Как же, кум? — прервал Черевик. — как же могло это статься, чтобы черта выг¬нали из пекла?» — « ...Вот черту бедному так стало скучно, так скучно по пекле, что хоть до петли» (Н.В. Гоголь. «Сорочинская ярмарка»).
ПЕРЕЛЕТ-ТРАВА — одно из названий Перунова цвета; оно придано ему ради той неуловимой быстроты, с которою ударяет молния. Цвет ее си¬яет радужными красками, и ночью в полете своем он кажется падучей звездочкой. Счастлив, кто су¬меет добыть этот прекрасный цветок: все желания его будут немедленно исполнены.
ПЕСИГОЛОВЦЫ (песьи головы) — исполины с человеческими телами и собачьими головами. Часто эти одноглазые чудовища встречаются в славянских сказках и легендах христианского периода. Можно предположить, что воины некоторых славянских и прибалтийских племен во время сражений надевали волчьи и собачьи шку¬ры с головами поверх шлемов, для устрашения своих врагов. Оттого и неприятелей-кочевников на Руси назы¬вали песиголовцами. «На лугу, на лужайке схо¬дились в хороводы Ведьмины детки — куцые курочки в острых хохолках. И, сцепившись но¬гами-руками, покатились клубком, как гаденыши, за Окаяшкой косматым одноглазые Песьи головы» (А.М. Ремизов).
ПЛАКУН-ТРАВА — весною, когда золотой ключ-молния отопрет замкнутое небо, появляются росы и дожди; Перунов цвет как низводитель этих дождей-слез получил название плакун-травы. До¬бывается она в Иванов день на ранней утренней заре; корень и цвет ее обладают великою силою: они смиряют нечистых духов, делают их послушными воле человека, уничтожают чары колдунов и ведьм, спасают от дьявольского искушения и всяких недугов. Плакун открывает клады и зас¬тавляет демонов плакать, т.е. заставляет тучи про¬ливать дождь.
ПОЛАЗНИК (положайник, палезник) — пер¬вый гость, который войдет в избу на Рождествен¬ский праздник, называется положайником; ему при¬писывают и все радости, и все беды, какие выпадают на долю хозяев и их семьи в течение целого года. Этот гость является таинственным представителем самого божества. Всякий хозяин заранее выбирает в положайники такого знакомо¬го, о котором думает, что он наверняка принесет ему счастье.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
Вперед >>