Книга \"Славяне\"
Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедуш¬кой домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. В том случае, когда водяной живет в болотах, его называют так¬же Болотняник.
ВОЛЧИЙ ПАСТЫРЬ — владыка бурных гроз, которому подвластны небесные волки-пожиратели солнца, следующие за ним большими стаями и в дикой охоте заменяю¬щие собою гончих псов. По преданиям, волчий пастырь выезжает верхом на волке, имея в руках длинный бич, или шествует впереди многочислен¬ной стаи волков и усмиряет их дубинкою. Он то показывается в виде старого деда, то сам превра¬щается в волка, рыщет по лесам хищным зверем и нападает на деревенские стада. Этот оборотень, останавливаясь под тенистым деревом, превраща¬ется из зверя в старца, собирает вокруг себя вол-ков, кормит их и каждому назначает его добычу: одному волку приказывает зарезать корову, друго¬му заесть овцу, свинью или жеребенка, третьему растерзать человека. Кого назначит он в жертву волку, тот, несмотря на все предосторожности, уже не избегнет своей судьбы.
ВОРОГУША (ворогуха, ворожея) — одна из сестер-лихорадок, она садится в виде белого ноч¬ного мотылька на губы сонного и приносит ему болезнь. В Орловской губернии больного купают в отваре липового цвета. Снятую с него рубаху боль¬ной должен ранним утром отнести к речке, бро¬сить ее в воду и промолвить: «Матушка-ворогуша! на тебе рубашку, а ты от меня откачнись прочь!» Затем больной возвра¬щается домой молча, не оглядываясь. «Вышла из бора старая Ворогуша, пошла с костылем по полю» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
ВРИТРА — демон, похищающий на зиму дож¬девые облака.
ВЫТАРАШКА — олицетворение любовной стра¬сти, лишающей человека рассудка: ее ничем не возьмешь и в черную печь не угонишь, как выра¬жается один заговор на присуху. «И восхикала лебедью алая Вытарашка, раскинула крылья эарей, — не угнать ее в черную печь,— знобит неугасимую горячую кровь, ретивое сердце, ис-томленное купальским огнем» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
ГАРЦУКИ — в Белоруссии это духи, обитаю¬щие в горах, которые своим полетом производят ветры и непогоду. С виду похожи на маленьких детей; когда они, играя, устремляются взапуски, то от быстрого их бега подымается вихрь и начинает крутить песок, а когда несутся по воздуху, то по¬лет их производит бурю и непогоду.
ДВОЕДУШНИК — существо, способное вме¬щать в себя две души — человеческую и демони¬ческую. Число «два» у славян, в отличие от чисел «один» и «три», обладало сверхъестественной си¬лой. Обычно, двоедушник днем ведет себя как и любой другой человек, а ночью он сразу же засы¬пает глубоким сном, так что разбудить его невоз¬можно. В это время он бродит вне своего тела в обличье пса, зайца, коня и т.п. Иногда после смер¬ти двоедушника его чистая душа идет на тот свет, а нечистая душа становится упырем. «...Если бро¬дящего Двоедушника кто-либо будет задержи¬вать, он может убить своей силой или силой ветра, от которого нет спасения. Двоедушника можно разбудить, перевернув его головой на ме¬сто ног. В том случае Двоедушник будет бо¬леть не менее двух недель» (Н.И. Толстой).
ДЕДКО — житный дух; по поверьям западных славян, всю зиму сидит заключенный в житнице и поедает сделанные запасы.
ДЕДЫ (диды, дзяды) — общеславянские духи предков. Дед — хранитель рода и, прежде всего, детей, конечно. Старший мужчина, представитель родового старейшинства, который усмиряет страс¬ти внутри клана, хранит основные принципы мора¬ли рода, строго следя за их исполнением. Белору¬сы и украинцы называли дедом домовое божество, охраняющее домашний очаг, печной огонь, как бы малый Перунов огонь, в отличие от большого — на небе. Дедом называли и лесное божество — хранителя Перунова клада. Деда молили об указа¬нии, открытии клада. В Белоруссии хранителя зо¬лотых кладов называют Дедка. Ходит он по доро¬гам в виде нищего с красными, огненными глазами и с такою же бородою и, встретив несчастного бедняка, наделяет его деньгами. В Херсонской губернии рассказывают, что клад нередко является в виде старика в изорванной и грязной нищенской одежде.
ВОЛЧИЙ ПАСТЫРЬ — владыка бурных гроз, которому подвластны небесные волки-пожиратели солнца, следующие за ним большими стаями и в дикой охоте заменяю¬щие собою гончих псов. По преданиям, волчий пастырь выезжает верхом на волке, имея в руках длинный бич, или шествует впереди многочислен¬ной стаи волков и усмиряет их дубинкою. Он то показывается в виде старого деда, то сам превра¬щается в волка, рыщет по лесам хищным зверем и нападает на деревенские стада. Этот оборотень, останавливаясь под тенистым деревом, превраща¬ется из зверя в старца, собирает вокруг себя вол-ков, кормит их и каждому назначает его добычу: одному волку приказывает зарезать корову, друго¬му заесть овцу, свинью или жеребенка, третьему растерзать человека. Кого назначит он в жертву волку, тот, несмотря на все предосторожности, уже не избегнет своей судьбы.
ВОРОГУША (ворогуха, ворожея) — одна из сестер-лихорадок, она садится в виде белого ноч¬ного мотылька на губы сонного и приносит ему болезнь. В Орловской губернии больного купают в отваре липового цвета. Снятую с него рубаху боль¬ной должен ранним утром отнести к речке, бро¬сить ее в воду и промолвить: «Матушка-ворогуша! на тебе рубашку, а ты от меня откачнись прочь!» Затем больной возвра¬щается домой молча, не оглядываясь. «Вышла из бора старая Ворогуша, пошла с костылем по полю» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
ВРИТРА — демон, похищающий на зиму дож¬девые облака.
ВЫТАРАШКА — олицетворение любовной стра¬сти, лишающей человека рассудка: ее ничем не возьмешь и в черную печь не угонишь, как выра¬жается один заговор на присуху. «И восхикала лебедью алая Вытарашка, раскинула крылья эарей, — не угнать ее в черную печь,— знобит неугасимую горячую кровь, ретивое сердце, ис-томленное купальским огнем» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
ГАРЦУКИ — в Белоруссии это духи, обитаю¬щие в горах, которые своим полетом производят ветры и непогоду. С виду похожи на маленьких детей; когда они, играя, устремляются взапуски, то от быстрого их бега подымается вихрь и начинает крутить песок, а когда несутся по воздуху, то по¬лет их производит бурю и непогоду.
ДВОЕДУШНИК — существо, способное вме¬щать в себя две души — человеческую и демони¬ческую. Число «два» у славян, в отличие от чисел «один» и «три», обладало сверхъестественной си¬лой. Обычно, двоедушник днем ведет себя как и любой другой человек, а ночью он сразу же засы¬пает глубоким сном, так что разбудить его невоз¬можно. В это время он бродит вне своего тела в обличье пса, зайца, коня и т.п. Иногда после смер¬ти двоедушника его чистая душа идет на тот свет, а нечистая душа становится упырем. «...Если бро¬дящего Двоедушника кто-либо будет задержи¬вать, он может убить своей силой или силой ветра, от которого нет спасения. Двоедушника можно разбудить, перевернув его головой на ме¬сто ног. В том случае Двоедушник будет бо¬леть не менее двух недель» (Н.И. Толстой).
ДЕДКО — житный дух; по поверьям западных славян, всю зиму сидит заключенный в житнице и поедает сделанные запасы.
ДЕДЫ (диды, дзяды) — общеславянские духи предков. Дед — хранитель рода и, прежде всего, детей, конечно. Старший мужчина, представитель родового старейшинства, который усмиряет страс¬ти внутри клана, хранит основные принципы мора¬ли рода, строго следя за их исполнением. Белору¬сы и украинцы называли дедом домовое божество, охраняющее домашний очаг, печной огонь, как бы малый Перунов огонь, в отличие от большого — на небе. Дедом называли и лесное божество — хранителя Перунова клада. Деда молили об указа¬нии, открытии клада. В Белоруссии хранителя зо¬лотых кладов называют Дедка. Ходит он по доро¬гам в виде нищего с красными, огненными глазами и с такою же бородою и, встретив несчастного бедняка, наделяет его деньгами. В Херсонской губернии рассказывают, что клад нередко является в виде старика в изорванной и грязной нищенской одежде.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
Вперед >>